Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +3.3 °C
Инҫе хурсан, илме ҫывӑх.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Владимир Болгарский: «Яндекс» легко переводит древние булгарские надписи с чувашского языка

Владимир Болгарский17.02.2020 20:1419462 хут пӑхнӑ

Яндекс-переводчик и древние надписи

Недавно появившийся, долгожданный для чувашского мира «Яндекс-переводчик» легко переводит некоторые надписи из Болгарии периода раннего Средневековья(7-9 вв.) через чувашский язык. Это удивительно, но факт! Каждый может проверить, как работает «Яндекс» и переводит древние надписи.

Почему многие ученые хотят прочитать каменные надписи протоболгар(первых болгар) через чувашский язык? Как нам объясняют ученые, чувашский язык это современная форма древнего булгарского языка. Он является языком древнейшей формации, сохранил свои архаичные(древние) черты. Был языком государств: Великая Болгария(Приазовье и Крым 7-й век), Волжская Болгария(8-15вв.), Первое Болгарское царство(т.н. Аспарухова Болгария,681-1018гг). Об этом вы подробно можете ознакомиться на странице «Булгарский язык» Большой Российской Энциклопедии(официальное издание Российской Академии Наук) вот тут. Если российские и мировые ученые правильно пишут, что чувашский язык тот же булгарский, особо-архаичный, является языком древнейшей формации, значит через «Яндекс-переводчик» можно попробовать перевести древние надписи? Разумеется при правильном восприятии отдельных слов через современную форму языка. Язык живой организм, и поэтому некоторые буквы, или формы слов могут меняться. Переводы каменных надписей читаемых через чувашский язык, сделанных арабским шрифтом и найденных около 1800 штук в городах бывшей Волжской Болгарии уже показывают ученым, что чувашский-булгарский язык не сильно изменился с периода средних веков.

Преславская надпись на древнебулгарском

Что для этого делаем? Для начала заходим в интернет и находим работы болгарских исследователей Живко Войникова «Алано-древнебулгарское письмо», (http://biblio.darial-online.ru/text/Voinikov/08-6.pdf), ученого П.Добрева «Надписи и алфавит протоболгар» , http://odnapl1yazyk.narod.ru/pblang01.htm выбираем пару очевидных и быстро воспринимаемых через чувашский язык надписей и загоняем их в «Яндекс-переводчик».

Давайте сначала возьмем к примеру «Преславскую надпись» на мраморной плите греческими буквами.

Итак, «Преславская надпись - список вооружения». Вот что пишет Ж.Войников:

Следует далее выражение „Тортуна пиле жупан” которое является титулом. Происходит из протоболгарского слова, сохраненного в староболгарском трть – слово, означающее, толпа, вооруженный отряд, группа людей, сохранилось и как диалектное слово турия – дружина, отряд, известное и как топоним в Болгарии (названия деревень). (ДДСБНТ) Интересное чувашское слово turta, turda - племя, показывает свою идентичность с протоболгарским тортуна, трть. «Есть прямые индоевропейские параллели в древнегреческом στρατοσ - войска, фригийское therm, армянское tarm, латинское turma, ирландское drong, древненемецкое trym, thrym, курдское tîre, персидское tire – племя, толпа, тоже в ирландском tret – стадо, древнеирландском tura – толпа, вооруженная группа, врагов. (VS-ETD),(EDGL) Протоболгарское слово сохранилось в староболгарском тр ть – толпа, группа людей, заимствовано в древнерусском трутъ – толпа, совр.русское трутить – накатывать. Старостин востановил протоиндоевропейское *(s)trent – толпа, стадо, группа людей (IEE) Для префикса (πηλε) пиле, В.Бешевлиев предполагал что это союз – с, вместе. (ВБ-П,стр.31) П.Добрев связал с талышким pile – старший. (ПД-ЕАКБ,стр.26) В тох.(б) pale – должостное лицо, в тох.(а,б) pāl – возхвалять, происходит от тох.(а) palom, тох.(б) peleunā – возхваление, высокая оценка. (DA-DT-b) В пехлеви pahlom – самый добрый, самый важный. (ИС-ПРС) В хинди-урду pāl, pālān – возхваление, уважение, в гилянском pille – большой, в рушанском, хуфском pālāwan – герой, персийском pählävan, курдском palewan – боец, герой, из pāl – много, большой и в санскрите vānats, vanati, авестийском vanaiti, vantor, vanaiti, древнеперсидском vantan, *vanat – желать, искать, боротся, приказать, владеть, побеждать, в тох.(б) w.n – побеждать, winānname – победа, тох.(а) wañi – боротся, побеждать, желать, приказать, кушанобактрийском vanando - победитель. (P-IEW),(ВС-РХТ,словарь),(DA-DT-b) В осетинском иронском fыldær, дигорском fuldær – увеличивать, больше, большей частью, pыllon/pellon – сильный, бурный. Происходят из исходного иранского pil/pir/bir – большой, много. (ВАС-1,стр.496). (ИРС),(ДРС) Общее значение старший, высший, как предпологал П.Добрев.»

Тут Войников ошибается и пишет не как на камне Туртуна, а пишет Тортуна. У другого болгарского исследователя Добрева, надпись правильно приводится. И жаль что в Яндексе нет переводчика с чеченского и осетинского языков. Хотя в осетинском слово скачки вовсе не "арт" переводится а дугъ. Следует отметить, что в надписи на камне нет пробелов между словами. Практически все надписях раннего Средневековья писались таким образом, без пробелов. Но мы поступим очень просто.

Фонематическое восприятие слов

Берем надпись отмеченный Войниковым, делаем фонематический анализ слов через современный стиль чувашского языка и загоняем его в «Яндекс-переводчик». Да, есть такое понятие в науке, фонематическое восприятие или фонематический анализ слов? Это способность расчленять слышимые слова языка на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. И что получаем: ТУРТУНА ПИЛЕ ЖУПАН (турӑ тунӑ пилӗ Жупан) – божественный или как перевел Яндекс: - «Божий благословенный Жупан». Жупан действительно в средние века на Балканах являлся высокопоставленным чиновником.

Надпись из Равны на рисунке лошади

Следующая надпись из работы «Надписи и алфавит протоболгар» П.Добрева. Эта надпись из села Равны в Болгарии. Надпись сделана на рисунке лошади. П.Добрев:

«Еще одна интересная надпись с рисунком была найдена в Равне (любезно предоставлена профессором М.Московым (Prof. M. Moskov)). На рисунке изображена лошадь, а надпись, располагающаясся от головы до хвоста этой лошади, звучит: ALASHUARTTUI (см. Supplement 4, drawing 2). Знаки похожи на найденые Турчаниновым, особенно они близки к так называемому староосетинскому (Old Ossetian) алфавиту, в котором они все присутствуют. Первое слово ALASHU также до сих пор встречается на Северном Кавказе - на кабардинском, осетинском, адыгейском и других языках оно означает "жеребец, чистокровная лошадь", а у их соседей - тюркоязычных казахов оно означает "лошадка, небольшая лошадь". Чувашское слово "lasha" означает то же, что и ALASHA - верховая лошадь (пригодная для верховой езды). Второе слово в надписи - ART, также встречается на Северном Кавказе. В осетинском и чеченском языках оно означает "скачки". Целиком выражение ALASHU ART TUI с помощью этих языков можно перевести как "праздничные (конные) скачки". Вероятно надпись из Равны появилась в один из дней традиционных скачек, проводившихся когда-то протобулгарами, и сохранившихся в болгарской традиции в виде современного Тодорова дня (Todorov-day).»

Надписи будут проанализированы одна за другой, чтобы выявить их языковую природу. Самая большая надпись - надпись из Преслава, перечисляет вооружение которым располагают два высокопоставленных болгарских сановника, один в ранге ICHIRGU BOILA***, а другой - TORTUNA PILE ZHOPAN*** (see Supplement 1, 8).

Надписи читаются так:

ZITKOI ITZIRGU BOILA

HOUMS-HI KJUPE 455

TOULS-HI 540

ESTROGIN KJUPE 427

TOULS-HI 854

TURTUNA PILE ZHUPAN

ESTRJUGIN KJUPE 20

TOULS-HI 40

ALHASI KJUPE 1

HLOUBRIN 1

 

Zhopan - жупан.

Подходим также очень просто к переводу надписи ALASHUARTTUI через «Яндекс-переводчик». Делаем через современный чувашский язык фонематический анализ слов указанных Добревым : «Лаша ӑрат туй», и получаем: «Праздник породистых лошадей». Правда вместо слова туй, нынче часто используется другой синоним –уяв. Слово уяв как мы видим, производное позднего времени от слова туй, т.е. туй-туявлас-уявлас. Но и Акатуй нынче проводится каждый год, и нередко во многих районах Чувашии с лошадиными скачками.

Знание языков необходимо

Но почему болгарские исследователи Живко Войников и Петр Добрев ошибались и не могли перевести протоболгарские надписи, хотя они оба исследовали надписи через чувашский язык? И Войников и Добрев не являются филологами. Хотя следует признать, что они всячески старались, и написаны их труды очень даже разборчиво, да и лингвисты некоторые переводят ничуть не лучше. По сути это главное, прежде чем переводить, необходимо знать хоть стиль языка. Были бы они например лингвистами, или полиглотами, то не переводили бы каждое слово по отдельности, а пробовали бы перевести слова в контексте, как например переводит «Яндекс-переводчик». По незнанию языков они не могли их переводить через слуховое восприятие, через т.н. фонематический анализ. К тому же оба подходят к переводу тенденциозно, отдавая предпочтение иранским языкам. В приоритете у них почему то осетинский язык, который рано отделился от других иранских языков. Хотя и чувашский язык богат иранизмами.

Алаша-лаша-лошадь

Примечательно то, что по надписям можем судить, что и наши предки раньше, во времена Великой Болгарии лошадей называли «Алаша». Как указывает российский ученый-лингвист А.Дыбо, чувашское слово «лаша» как булгаризм проникает в русский язык лишь во времена Волжской Болгарии, т.е. примерно с 10 по 13 век. Как показывает надпись из болгарской Равны, лингвист РАН Анна Дыбо права, т.к. надпись на рисунке лошади невозможно переводить через другие тюркские языки, например через татарский. Потому что в татарском «Алаша» это мерин, т.е. кастрированая лошадь. И древние булгары не могли проводить праздник меринов, ведь такое невозможно представить среди доблестных воинов Средневековья. В чувашском алаша-лаша означает любую лошадь, как и в русском языке, куда это название степного скакуна проникло по мнению лингвиста Дыбо, в домонгольский период из языка волжских болгар.

Благодарность Яндексу и Плотникову

Хочу выразить огромную благодарность разработчику «Яндекс-переводчика» чувашского языка, создателю Чувашского народного сайта», Николаю Плотникову! Браво Николай, браво «Яндекс-переводчик», браво чувашский-булгарский язык предков!

Лишь некоторые языки кроме чувашского, в Яндексе имеют возможность переводить древние надписи. Таких каменных надписей древнего или периода Средневековья просто нет на многих, других языках, а на нашем чувашском-булгарском есть!

 

 

Справка: Большая российская энциклопедия(РАН)

РОССИЯ [2019]

Поиск:

БУЛГА́РСКИЙ ЯЗЫ́К (древ­не­бул­гар­ский язык), об­щее на­зва­ние не­сколь­ких близ­ко­род­ст­вен­ных язы­ков тюрк. на­ро­дов, имев­ших са­мо­на­зва­ние «бул­гар» (см. Бул­га­ры). Эти язы­ки за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны на Бал­ка­нах, в Ср. По­вол­жье и на Сев. Кав­ка­зе [бул­гар­ский супер­страт­ и ад­страт (см. так­же Субстрат­) на­блю­да­ет­ся в совр. язы­ках Сев. Кав­ка­за]. По фик­са­ции лек­си­ки (глос­сы, а так­же ад­ст­рат­ные и суб­страт­ные за­им­ст­во­ва­ния в язы­ках Бал­кан­ско­го язы­ко­во­го сою­за и в венг. яз.), в 7–10 вв. на Бал­ка­нах был рас­про­стра­нён ду­най­ско-бул­гар­ский яз. Он яв­лял­ся род­ным язы­ком со­ци­аль­ной вер­хуш­ки ос­но­ва­те­лей Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва и ис­чез в ре­зуль­та­те её ас­си­ми­ля­ции слав. на­се­ле­ни­ем (см. Бол­га­ры). Кро­ме лек­сич. за­им­ст­во­ва­ний, он из­вес­тен по Пре­слав­ской над­пи­си 9 в. (об­на­ру­же­на в од­ной из церк­вей под Пре­сла­вом), сде­лан­ной греч. бу­к­ва­ми с осо­бой ор­фо­гра­фи­ей; по Имен­ни­ку бул­гар­ских кня­зей (со­хра­нил­ся в со­ста­ве па­мят­ни­ка «Эл­лин­ский и рим­ский ле­то­пи­сец», сде­лан­но­го на ос­но­ве спи­ска, ко­ди­фи­ци­ро­ван­но­го на ру­бе­же 9–10 вв.), пред­став­ляю­ще­му со­бой на­пи­сан­ную в осо­бой ки­рил­лич. ор­фо­гра­фии ци­та­цию уте­рян­ной хро­но­ло­гии. Ду­най­ско-бул­гар­ский яз. от­ра­жа­ют так­же над­пи­си греч. бу­к­ва­ми на од­ном из блюд из кла­да Надь-Сент-Мик­ло­ш, орфо­гра­фия ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет пре­слав­ской. Есть ос­но­ва­ния счи­тать, что к ду­най­ско-бул­гар­ско­му яз. был бли­зок язык авар, рас­про­стра­нён­ный в Пан­но­нии в 7–9 вв. и став­ший суб­стра­том для венг. язы­ка.

В 13–14 вв. в По­вол­жье был рас­про­стра­нён волж­ско-бул­гар­ский яз. Он из­вес­тен по ара­бо­гра­фич­ным эпи­та­фи­ям на тер­ри­то­рии Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской. Это т. н. дж(ҫ)-диа­лект с ро­та­циз­мом.

Т. н. бул­гар­ский яз., от­дель­ные лек­се­мы ко­то­ро­го за­фик­си­ро­ва­ны у Мах­му­да Каш­га­ри (11 в.), не со­от­но­сит­ся с волж­ско-бул­гар­ским, а яв­ля­ет­ся з-диа­лек­том язы­ка, на­зы­вае­мо­го Каш­га­ри кыв­чак­ским. Он име­ет лишь аре­аль­ные за­им­ст­во­ва­ния из волж­ско-бул­гар­ско­го язы­ка.

Язы­ки бул­гар вме­сте с совр. чу­ваш­ским язы­ком со­став­ля­ют бул­гар­скую груп­пу тюрк­ских язы­ков. Ха­рак­те­ри­зу­ют­ся пе­ре­хо­дом пра­тюрк. *r’>r, *-d->-r-, пе­ре­хо­дом *-l’>-l в кон­це сло­га, па­ла­та­ли­за­ци­ей ден­таль­ных со­глас­ных и *s пе­ред пра­тюрк­ски­ми *i, *y и ди­фтон­га­ми, пе­ре­хо­дом на­чаль­но­го *j- в аф­фри­ка­ту, осо­бым раз­ви­ти­ем пра­тюрк­ских за­кры­тых и огуб­лен­ных глас­ных ниж­не­го подъ­ё­ма и от­ра­же­ни­ем пра­тюрк­ских ди­фтон­гов че­рез па­ла­та­ли­за­цию ден­таль­ных. Для сло­во­из­ме­не­ния гла­го­ла ха­рак­тер­но дее­пр. предше­ст­вую­ще­го дей­ст­вия на -se вме­сто ана­ло­гич­но­го при­час­тия на -yp в др. тюрк. язы­ках, а так­же на­ли­чие ва­ри­ан­тов сло­во­из­ме­нит. аф­фик­сов с -r-, про­ис­хо­дя­щим из пра­тюрк. *-d-.

 

 

 

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Булгар // 3065.13.2963
2020.02.27 19:39
За уши притянутая лапотная ерунда. За неимением своей богатой славной истории, чуваши предпринимают тщетные попытки украсть чужое наследие. Со стороны это выглядит нелепо и смешно, зная, что чуваши являются финно-уграми, наиболее близкая родня которым, это марийцы, неспроста сами марийцы называют чуваш "суасла МАРИ"
Евразиец // 1039.63.6455
2020.02.28 14:31
О, булгариста порвало! нынешнюю Казань , кстати населяют
потомки предателей татаров . Которые сражались на стороне Ивана Грозного и финно-угры, ибо старое население за сопротивление было вырезано. так что , если кого-то можно называть финно-уграми , то это казанских татар.
vasilij.rozov.1944 // 2790.71.2100
2020.02.28 18:51
Ну ты загнул,булгар!...."марийцы называют чуваш "суасла мари" т.е. в переводе на русский : "татарские люди" ???
Выходит, что раньше татары назывались СУАСЫ - ЧУВАШами?? Об этом и говорил Л. Мифтахов -поинтересуйся
Agabazar // 2893.86.8777
2020.02.28 23:08
Agabazar
Мĕн тăван темĕнле "Мифтаховпа"? Ăслăрах çынсем каланине итле. Вăл шутра паллах Николай Иванович Ашмарина итле.
калинина вера геннадьевна // 4746.1.8111
2020.04.30 08:54
Пожелание ... Пишите перевод текста с чувашского языка на русский, иначе теряем половину читателей....патриотов...
2020.04.30 17:55
Аçтахар Плотников
Вам так сложно воспользоваться Яндекс.Переводчиком? Сире, ҫавнашкал «патриотсене», нимӗн те юсама пултараймӗ пулӗ! Ҫав-ҫавах вырӑсланасси патне туртатӑр!
Agabazar // 7797-9392
2020.04.30 18:38
Agabazar
калинина вера геннадьевна // 4746.1.8111 2020-04-30 08:54 Пожелание ... Пишите перевод текста с чувашского языка на русский, иначе теряем половину читателей....патриотов...

Мăшкăлласа калани тÿрех паллă.
aif1962@mail.ru // 1956.51.3247
2020.05.19 23:50
Çак тĕнчере нумай курнă,анчах-та çака́н пек ытарла́,,сăвапласа"çырнă ÿпкелешÿллĕ сăмахсене пĕрремĕш хут куратăп.Чăваш чĕлхине тарăнрах пĕлни халăха вăй парать.Чĕлхе-чул касать тесе ĕлекех каланă.Чĕлхере вăй,вĕренĕр-ан ÿркенĕр!!
Болгар кеше // 3673.02.2770
2021.10.05 23:12
Есть такое слово в современном булгарском («казанско-татарском»), которое означает кастрированного коня – мерин, это слово «алаша», являющееся производным двух лексем; «алыш» – сражение/бой, и «ат» – конь. То есть, изначальная форма этого слова – «алыш ат», что в переводе означает «боевой конь». Таким образом «алыш ат» вошло в русский лексикон в знакомой для всех форме «лошадь», но в булгарском оно претерпело незначительные изменения, что не является редкостью для составных слов, сократившись до «алаша».

Кастрацией коней люди занимаются с древнейших времён, ведь ещё ранние кочевники Алтая кастрировали коней в VI—III вв. до н. э., о чём говорят археологические находки Пазырыкских курганов.

Мерины в основном были популярны в качестве классической степной кавалерии, поскольку они спокойно, без желания спариваться могут находиться в группе вместе с другими лошадьми, они менее драчливы. Эти качества ценятся и сегодня, особенно в крупных коневодческих хозяйствах, где рабочие лошади обычно находятся в табуне и где зачастую важна способность животных немедленно начать работу по команде
Евразиец // 1977.69.9930
2021.11.12 08:48
Какой то новый "Евразиец" появился... По заказу Аçтахара что-ли...

Страницӑсем: 1, 2, 3, 4

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем