Общепринято, что национальная элита должна обеспечивать целостность и развитие общественного организма и качественно воспроизводиться. Давайте разбираться с тем, что у нас есть. По теории нации, в основном, образовались в 19 веке, как результат индустриализации. По данному критерию чуваши стали нацией лишь в середине 20 века, с возникновением и развитием промышленности, ориентированной на экономику СССР. Конец советской системы управления привел к тому, что с 1991 года территория Чувашии представляет собой девственную землю для освоения нарождающейся элитой. С одной стороны, идет простое присвоение народных ценностей, с другой стороны, бизнес наполняется без учета особенностей территории и покупательной способности народа. Делить практически уже нечего: земля мало кого интересует, а, так называемый «бизнес», сворачивается из-за резкого сокращения платежеспособности населения и слабой конкурентной способности региона. В этих условиях остается лишь передел уже распределенной собственности и перераспределение денежных потоков, то есть, приватизацию тех или иных управленческих должностей. Чем это обернулось, увидеть несложно: казнокрадство ужасающих размеров. Особенностью нынешней власти является очень быстрый разгром науки, образования и высокотехнологичных производств. Любые затраты, не способствующие комфорту «элиты», с ее точки зрения вредны, и эффективно разворовываются. Поэтому платят пенсии, но «убивают» культуру и образование. Поэтому все инновационные проекты заканчиваются, так и не начавшись. Поэтому затраты на модернизацию производства у нас уплывают в неизвестность, а деньги на науку утекают в песок. Нынешняя «элита» жизненно заинтересована в таком сценарии, поскольку затраты на технологию сокращают ее доходы. Здесь все объясняется ее жизненными интересами. К примеру, внушаемая чувашам идея языкового геноцида остается постоянной головной болью для Центра, и питательной кормовой базой «элиты». Все понимают, что важнейшим атрибутом нации является общенациональный язык, как носитель национального смысла, а его проявлением являются национальная философия и национальная литература, переводимые на другие языки. Чувашский язык не проходит по всем критериям, а попытки повысить его конкурентоспособность нынешней «элитой» осмысленно не усматриваются. Кроме сильнейшего конкурента - русского языка, обладающего и престижностью и преимуществами общения, есть язык чувашский, развитие которого, естественно, возможно лишь в условиях государственности, которая предполагает полный суверенитет. Но современная элита, изначально базирующаяся на вышеизложенных принципах, не может работать вне установленных рамок. Возникает вопрос не только о наличии чувашской национальной элиты, но самой нации вообще. Одним из изобретений 20 века является идея партийной представительской демократии. Представительская демократия должна обеспечивать диалог между властью и оппозицией. Внешне Госсовет Чувашии напоминает такую конструкцию, но, ни один партийный блок этого парламента не является носителем национальной чувашской идеи. Все попытки создания такой организации собственными силами оказались несостоятельными, да и не могли оказаться иными. В то же время, без национальной идеи политические партии Госсовета выражают лишь интересы организаций управляющих территорией Чувашии. Известно, что идея демократии жизненна лишь при наличии самостоятельных, прежде всего, в экономическом смысле личностей, представителей «среднего класса». В Чувашии нет демократии, как нет и независимо мыслящих, прежде всего экономически, личностей. Но есть «элита», которая не дает и не даст сформироваться подобным личностям никогда. Потому, что это ей смертельно опасно. Каковы же основные функции «элиты» Чувашии? Прежде всего, это безопасность и сохранность системы, за счет которой она кормится и существует. Она, эта система, требует укрепления подконтрольных органов управления на всех уровнях. Дело идет в направлении оформления административно-территориального деления России по принципу США. Поэтому Чувашию, как и все регионы России, нивелируют по всем линиям, служащим этой цели - языковой, национальной, территориальной, ментальной. Это закон существования современной национальной «элиты», а потому попытки изменить его жалки и бесполезны. Это образ существования нынешней элиты, равно и чувашской, привлекателен для людей с подобными моральными качествами, когда следующее поколение вбирает черты предыдущего, оттачивая послушание боссу, но не получая энергии борца и созидателя. Посмотрите на детей наших политиков: все становится ясным без объяснений. Успехи и неудачи любого народа вытекают из качества национальной элиты. Народы сумевшие создать систему воспроизводства такой элиты процветают, а не решившие этой задачи остаются на руинах. Речь идет именно о системе воспроизводства, действующей на протяжении многих поколений. А если таковой просто нет, как у Чувашии, то ее необходимо создать. А вариантов ее создания придумано лишь два: корпоративный и солидарный. Основой корпоративной системы является сеть привилегированных учебных заведений. Не окончив соответствующую школу, ты не имеешь никаких шансов в будущем занять административный пост. А попасть в эти школы должно быть весьма сложным. Это очень сложная и интересная тема для изучения. С опорой исключительно на собственные ресурсы, как в Чувашии, систему воспроизводства элиты можно осуществить только по солидарному варианту. То есть, народ понимает, что умные правители нужны, а правители понимают, что нужно честно делиться! И если элита не хочет, чтобы ее благосостояние быстро иссякло, то о народе надо заботиться. Мысль простая, но в головы чиновников проникает с трудом, а потому вероятность социального взрыва очень велика. К примеру, китайцы этой идеей прониклись и отрабатывали систему воспроизводства элиты тысячелетиями. Большую роль в этом сыграли работы Конфуция. Речь идет о «гармонии», в том смысле, что элита получает многое, но она это многое честно отрабатывает. Главный упор делался на такие понятия как мораль, нравственность, ритуалы, долг и честь. Сегодня это звучит смешно, но ведь система работала тысячелетия! Несколько иная, но в принципе, похожая система воспроизводства и развития элиты действовала в России до Петра Первого.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Чăваш элити пултăр тесе хăй вăхăтĕнче мĕн чухлĕ маттур хĕрпе каччăна Турцие вĕренме ятăмăр! Халь ăçта вĕсем? КГБ (ФСБ) хупларĕ вĕсен ĕмĕт-шухăшне... Çапла пирĕн ĕмĕтсем нихăçан та пурнăçланмĕç... Яланхи ыйту: мĕн тумалла?
Волоча хăта яланхи пекех чăваша хирĕçле выртакан халлапсем çапать... Питех те шел.
Кирлех-ши кунта çакнашкал "ăслă", нумай сăмахла хайлавсем ăсталама?
Migulaj // 2084.00.6830
2014.01.03 15:21
Чăвашсен тĕнчери аталантаракан шухăшсемпе пĕршухăшлă аталанмалла. Выльăхланнă чурасен (вырăссен) шухăшĕсемпе мар. Çынран юличчен - муртан юл теççĕ. Эпĕ ун пирки кунта тахçанах калатăп, анчах та мана уншăн кунта питĕ япăх сăмахсемпе вăрçаççĕ.
Мĕн тумалалла ши пирĕн, чăващсен, халĕ? Вулăр апин малалла.
<br><br>1 мĕшĕ. Россияна азиятсем çавăрса илеççĕ, ку тепĕр 100çултан паллă пулать. Чăвашăн хăйне сыхласа хăварас ыйту çуралать. Чăвашăн мĕн тумалла? Е тутарсемпе тата бшкирсемпе пĕрле пулас-и? Е вырăспа малалла.?
Тутарсен нимĕнле истори çук. (Ăнлантару:Шкулта вырăс историпе тан вĕрентеççĕ-и?) Анчах та вĕсене ислам çавăрса илнĕ. (Ăнлантару: тутар халăхĕ мусульман халăхĕ, çавăнпа та вăл ытти ислам тĕнĕпе пурăнакан халăхсем çумнелле туртăнать. Культурă пĕрпеклĕхĕ темелле-и.) Тутарсем ислам çулĕпе чечня тата лагестан йĕрĕпе утасшăн. Ку вăрçă çине вăрçă. Кусем хыççăн кайсан чăваш хăйне çухатать,пĕтет.
12-13мĕш ĕмĕрсенче пирĕн халăх тарса çухалса çăлăннă. Çак 10-40çула чăтма пултарайăпăр пулĕ-ши? Тутарсем вăйланса йышланчĕç. Хăйсен вăйне, ан тив, кăтартчĕр! Çапла мар-им, чăваш? (Ăнлантару: чăвашăн тутар çине пăхса вĕренмелле.)
<br><br><br>-