Общепринято, что национальная элита должна обеспечивать целостность и развитие общественного организма и качественно воспроизводиться. Давайте разбираться с тем, что у нас есть. По теории нации, в основном, образовались в 19 веке, как результат индустриализации. По данному критерию чуваши стали нацией лишь в середине 20 века, с возникновением и развитием промышленности, ориентированной на экономику СССР. Конец советской системы управления привел к тому, что с 1991 года территория Чувашии представляет собой девственную землю для освоения нарождающейся элитой. С одной стороны, идет простое присвоение народных ценностей, с другой стороны, бизнес наполняется без учета особенностей территории и покупательной способности народа. Делить практически уже нечего: земля мало кого интересует, а, так называемый «бизнес», сворачивается из-за резкого сокращения платежеспособности населения и слабой конкурентной способности региона. В этих условиях остается лишь передел уже распределенной собственности и перераспределение денежных потоков, то есть, приватизацию тех или иных управленческих должностей. Чем это обернулось, увидеть несложно: казнокрадство ужасающих размеров. Особенностью нынешней власти является очень быстрый разгром науки, образования и высокотехнологичных производств. Любые затраты, не способствующие комфорту «элиты», с ее точки зрения вредны, и эффективно разворовываются. Поэтому платят пенсии, но «убивают» культуру и образование. Поэтому все инновационные проекты заканчиваются, так и не начавшись. Поэтому затраты на модернизацию производства у нас уплывают в неизвестность, а деньги на науку утекают в песок. Нынешняя «элита» жизненно заинтересована в таком сценарии, поскольку затраты на технологию сокращают ее доходы. Здесь все объясняется ее жизненными интересами. К примеру, внушаемая чувашам идея языкового геноцида остается постоянной головной болью для Центра, и питательной кормовой базой «элиты». Все понимают, что важнейшим атрибутом нации является общенациональный язык, как носитель национального смысла, а его проявлением являются национальная философия и национальная литература, переводимые на другие языки. Чувашский язык не проходит по всем критериям, а попытки повысить его конкурентоспособность нынешней «элитой» осмысленно не усматриваются. Кроме сильнейшего конкурента - русского языка, обладающего и престижностью и преимуществами общения, есть язык чувашский, развитие которого, естественно, возможно лишь в условиях государственности, которая предполагает полный суверенитет. Но современная элита, изначально базирующаяся на вышеизложенных принципах, не может работать вне установленных рамок. Возникает вопрос не только о наличии чувашской национальной элиты, но самой нации вообще. Одним из изобретений 20 века является идея партийной представительской демократии. Представительская демократия должна обеспечивать диалог между властью и оппозицией. Внешне Госсовет Чувашии напоминает такую конструкцию, но, ни один партийный блок этого парламента не является носителем национальной чувашской идеи. Все попытки создания такой организации собственными силами оказались несостоятельными, да и не могли оказаться иными. В то же время, без национальной идеи политические партии Госсовета выражают лишь интересы организаций управляющих территорией Чувашии. Известно, что идея демократии жизненна лишь при наличии самостоятельных, прежде всего, в экономическом смысле личностей, представителей «среднего класса». В Чувашии нет демократии, как нет и независимо мыслящих, прежде всего экономически, личностей. Но есть «элита», которая не дает и не даст сформироваться подобным личностям никогда. Потому, что это ей смертельно опасно. Каковы же основные функции «элиты» Чувашии? Прежде всего, это безопасность и сохранность системы, за счет которой она кормится и существует. Она, эта система, требует укрепления подконтрольных органов управления на всех уровнях. Дело идет в направлении оформления административно-территориального деления России по принципу США. Поэтому Чувашию, как и все регионы России, нивелируют по всем линиям, служащим этой цели - языковой, национальной, территориальной, ментальной. Это закон существования современной национальной «элиты», а потому попытки изменить его жалки и бесполезны. Это образ существования нынешней элиты, равно и чувашской, привлекателен для людей с подобными моральными качествами, когда следующее поколение вбирает черты предыдущего, оттачивая послушание боссу, но не получая энергии борца и созидателя. Посмотрите на детей наших политиков: все становится ясным без объяснений. Успехи и неудачи любого народа вытекают из качества национальной элиты. Народы сумевшие создать систему воспроизводства такой элиты процветают, а не решившие этой задачи остаются на руинах. Речь идет именно о системе воспроизводства, действующей на протяжении многих поколений. А если таковой просто нет, как у Чувашии, то ее необходимо создать. А вариантов ее создания придумано лишь два: корпоративный и солидарный. Основой корпоративной системы является сеть привилегированных учебных заведений. Не окончив соответствующую школу, ты не имеешь никаких шансов в будущем занять административный пост. А попасть в эти школы должно быть весьма сложным. Это очень сложная и интересная тема для изучения. С опорой исключительно на собственные ресурсы, как в Чувашии, систему воспроизводства элиты можно осуществить только по солидарному варианту. То есть, народ понимает, что умные правители нужны, а правители понимают, что нужно честно делиться! И если элита не хочет, чтобы ее благосостояние быстро иссякло, то о народе надо заботиться. Мысль простая, но в головы чиновников проникает с трудом, а потому вероятность социального взрыва очень велика. К примеру, китайцы этой идеей прониклись и отрабатывали систему воспроизводства элиты тысячелетиями. Большую роль в этом сыграли работы Конфуция. Речь идет о «гармонии», в том смысле, что элита получает многое, но она это многое честно отрабатывает. Главный упор делался на такие понятия как мораль, нравственность, ритуалы, долг и честь. Сегодня это звучит смешно, но ведь система работала тысячелетия! Несколько иная, но в принципе, похожая система воспроизводства и развития элиты действовала в России до Петра Первого.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Çук çук,хисеплĕ Акапасар.Мĕнле илен чăвашлăхшăн ĕçленĕшĕн укçа?Пирĕн несĕлсем упраса хăварнă пире валли чĕлхемĕре йывăрлăхсене пăхмасăр.Сăваплă ĕçшĕн укçа илме пуçласан пĕтме пуçларĕ чăваш.
Çук çук,хисеплĕ Акапасар.Мĕнле илен чăвашлăхшăн ĕçленĕшĕн укçа?Пирĕн несĕлсем упраса хăварнă пире валли чĕлхемĕре йывăрлăхсене пăхмасăр.Сăваплă ĕçшĕн укçа илме пуçласан пĕтме пуçларĕ чăваш.
Акă мĕн, хоспочын "Эсĕ".
Ĕçлекен çыннăн нихçан та укçасăр ĕçлемелле мар. Халлĕхе коммунизм çитмен-ха.
"Кăшкарашаççĕ" пулсан вара мĕскер? Çавăншăн ("кăшкăрашнăшăн") вара вĕсене ĕç укçисĕр хăвармалла-и? Пурин те "чĕнми шăрчăк" пулса тăмалла-и? Ман шутпа вара вĕсене "кăшкăрашнăшăн", активлă пулнăшăн, гражданла позицине палăртнăшăн тав тăвас пулать, хушса тÿлесен те юрать.
Илле Ивановпа Тымарлана бомж шайне антарса лартни никама та чыс тумасть. "Кăшкăрасси" пирки калас-тăк, хăвăр та, хоспочын "Эсĕ", унсăр мар ĕнтĕ....
Пит нумай "тÿлемелле" тесе кăшкăрашаканни Акасапар. Хăй чăвашлăхшăн "профессионал" шайĕнче ним те тумасть, "укçа" тесе кăшкăрать.Эп пĕлнĕ тăрăх шалу тÿлеççĕ профессионал-специалистсене,ыттисем "любительсем".Эп пĕлнĕ тăрăх спортсмен-любительсене те укçа тÿлемеççĕ. Халлĕхе Акасапар "любитель" шайĕнче кăна.
Акапасар,каллех эсĕ ăнланмарăн.Эпĕ калас терĕм Тымарланпа Илле-паттăр вунă çул ытла кĕрешеççĕ чĕлхемĕршĕн.Кам пĕр пус панă вĕсене? Вĕсем санран пин хут нумайрах хÿтĕлеççĕ чăваш чĕлхине.Миçе çын хутшăнчĕ эсĕ асăннисенчен Иллн-паттăра Муркашри судра хÿтĕлеме?Эсир вĕт укçалла кăна ĕçлетĕр чăвашлăхшăн.
Акапасар январĕн 12-31-мĕшĕсем хушшинче хăй кăмăлĕпе тата РФ Конституцийĕпе килĕшÿллĕн вырăс пулса тăнă вăхăтлăха. Ентĕ ăна ниепле те сирĕн "теори" тăрăх та пулин "эс" теме юрамасть.
Акасапар пурăнать-вара чăвашлăх пĕтместь. Ансах та Акасапарĕ те Чăвашлăхĕ те виртуаллисем çеç. Кам та кама виртуаллă пурнăç илĕртет Акасапарпа пуплеме пултараттăр.
bor1959:"...йĕретлĕ гимнне..."
Тĕрĕс, гимна каçса кайса савăнмалла чухне çеç мар, йĕмелле самантсенче те ("йĕретлĕ"!) юрлаççĕ.