Как многие были под незаслуженным запретом долгие годы, наш земляк, автор книг, верный сын чувашского народа Прокофий Озеров остается до сих пор под «неизвестностью».
Прокофий Васильевич Озеров – учитель, краевед, этнограф – историей незаслуженно забыт. Его имя не называется в энциклопедиях, не упоминается в газетных статьях. У меня в домашней библиотеке хранится его книга «Крайеветенипе чӑваш шкулӗ (СССРти Халӑхсен Тӗп истаттӗлстви, Мускав, 1927, 64 ен) из 6 разделов: задачи школьного краеведения, методы работы с учащимися, краеведение и местное хозяйство, полезные дела следопытов, книги и обращение к учителю-краеведу. Высоко ставит учителя Прокофий Васильевич. В предисловии к книге объявляет его лучшим знатоком народной жизни и двигателем новой национальной культуры.
Знаю, что видный краевед-организатор дружил с Метри Юманом, Николаем Никольским, Гурием Комиссаровым, Емельяном Захаровым (Маден), Власом Пайменом, Семеном Григорьевым (Эсрелем), Петром Кудряшевым, встречался с сотрудниками московской центральной чувашской газеты «Чӑваш хресченӗ», но биография, место рождения его для меня остались закрытыми.
Он учился в Симбирске, Казани, посещал Чебоксары. Когда возникло краеведческое движение в стране, начал работать в Центральном бюро краеведения, в 1933 году – в Музее народов СССР (сейчас РЭМ – Российский этнографический музей, Санкт-Петербург). Отсюда его в декабре 1935 года, как сообщает сотрудница музея Наталия Кашпар в журнале «Кунсткамера», забрали как врага народа, наобум присудила «тройка». Его имя вычеркнули из жизни, а личное дело уничтожено в грозном 1941 году.
Выезжал Прокофий Озеров в научные экспедиции в Чувашию, Татарстан и другие области Поволжья. Известно, что издал статьи о краеведческой деятельности республик, о крестьянских волнениях, об изучении богатств родного края. Например, он опубликовал исследование «Проблема массового краеведения в Татарстане (по материалам обследования)» (Советское краеведение, 1931, № 3), несколько подробных статей в журнале «Халӑха вӗрентес ӗҫ».
Около ста материалов из Чувашии (в основном – одежда и узоры), представленные в РЭМ П.В. Озеровым, сейчас описаны доктором наук, нашим земляком Антоном Салминым, Наталией Кашпар, Светланой Лаврентьевой, частично изучены Игорем Петровым, Геннадием Орковым. Этнограф их собирал в деревне Яманово Канашского района, Тюнзыры Цивильского района и в других местах, оставив на память миру и родному народу.
Мы не можем забыть его. Надеюсь, краеведы дополнят биографию Озерова и включат в районную и Питерскую энциклопедии. Он заслужил нашей долгой памяти своим умом и трудом.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Первая мысль была юг Чувашии. Если он учитель должен где-то работать, может недалеко от своей деревни
Хуларан // 4271.74.2788
2021.04.30 11:25
П.в.Озеров, кажется, из деревни ТАТАРСТАНА... ЗАБЫЛИ...
Ялтан // 1470.31.4143
2021.04.30 19:08
Знал ли он татарский. И на каком уровне. Может он двуязычный. Есть ли статьи на татарском. Это принципиально при перечислении деревень откуда он мог быть. Или там акцент какой то.