Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Кивӗ кӗрӗк ҫил вӗрнипех ҫӗтӗлет.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Владимир Изачак: О святых для чувашского народа местах

Владимир Изачак26.10.2019 11:259856 хут пӑхнӑ

О святых, для чувашского народа местах...

 

Последние пару месяцев в чувашских окололитературных кругах, да и не только в них, разгорелось острозлободневное обсуждение вопроса кощунственного осквернения святых для чуваш мест, (район деревни Слакбаш в Белебеевском р-не Башкирии)...

На страницах Чувашского народного сайта чуть ли не ежедневно стали появляться статьи возмущенных представителей чувашской интеллигенции с многочисленными комментариями националстически настроенных лиц... Только, по непонятной причине на статьи не отозвались ни представители Министерства культуры Чувашии, ни представители местной администрации указанного района Башкирии, ни представители чувашской диаспоры, проживающие в Башкирии... Впечатление создалось такое, будто этот вопрос интересует только мелких чувашских националистов...

 

Суть поднятого вопроса в следующем:

Цитата из статьи - «О надвигающейся трагедии на Белебеевской возвышенности Башкортостана «Чувашский народный сайт» повествовал не однажды, писали независимые СМИ, каналы соцсетей в Интернете. В августовском номере № 8(160)/2019 федерального политико-экономического журнала «Регионы России» под рубрикой «Журналистское расследование» вышел разворот страниц с материалами о массовом протесте населения против строительства крупного свинокомплекса на территории легендарного историко-культурного Сильбийского заповедника, на родине многих башкирских, татарских деятелей культуры, чувашских поэтов Константина Иванова и Якова Ухсая, Героя Советского Союза Николая Павлова, полного кавалера орденов Славы Геннадия Прокопьева, художников Перасковьи Кориной и Николая Эльми и других славных людей».

 

Еще цитата – «Экоконфликт превращается в национальную чуму

О том, что вокруг села Слакбаш Башкортостана возникло нешуточное противостояние местного населения и международной мясной корпорации «Таврос», официальные СМИ молчат, но сообщают независимые башкирские каналы, «Чувашский народный сайт», казанский «Idel.Реалии», постоянно освещает события группа «Правда Краснояр, Белебеевский район» в соцсети «Вконтакте».

По письму президента Чувашского национального конгресса Николая Угаслова руководители четырех чувашских культурных автономий Башкортостана в администрации Белебеевского района 13 сентября 2019 года провели встречу с представителями «Тавроса»».

 

И вот последняя из возмущенных статей:

Виталий Станьял: Пуҫ каснӑ чухне ҫӳҫ пӗрчишӗн макӑрмаҫҫӗ (В переводе: «Снявши голову, по волосам не плачут»). Автор тут сравнивает последствия строительства свинокомплекса даже с Чернобыльской катастрофой.

 

В общем можно бы привести еще множество примеров, однако, полагаю, и этого достаточно.

 

О святости обозначенных мест

 

Рассматриваемый район воспет великим чувашским поэтом Константином Ивановым в знаменитой трагической поэме «Нарспи;, здесь разворачиваются все действия.

Немного о событиях, происходящих в поэме. Сам сюжет поэмы не нов, не был он новым и во времена написания поэмы. Вообще, к теме неравного брака (неравного по возрасту), обращались многократно деятели искусств во все времена и почти у всех народов. Можно даже сказать, что тема эта банальная и «избитая». Неудивительно, данный сюжет заинтересовал и Константина Иванова. Он из чувашских авторов первый, все события привязал к патриархальной чувашской действительности, и так у него прекрасно получилось – в этом его величие.

Другое дело, что происходящие события он мог бы разместить где угодно на чувашской земле, и мог бы освятить уже другие места расположения чувашских сел. Но уж, где разместил, там разместил. Поэтому, там и будем обозначать святые для чуваш места.

 

Если непосредственно рассматривать события, скажем, по стержню, отвлекшись от художественного лирического обрамления, суть происходящих событий такова. Юную девушку из бедной семьи насильно выдают замуж за богатого односельчанина, значительно старшего по возрасту. А она любила юного парня из такой же бедной семьи, Старый муж Нарспи не потерпел этого, повел себя грубо, не чурался применять насилие по отношению к юной жене...

Нарспи терпела, терпела..., а потом сумела достать яд и отравить жестокого мужа. После совершения преступления, сама пошла в лес и повесилась... Вот и вся история, без художественного оформления.

Подобных историй в художественной литературе великое множество. Практически никогда финал неравных браков не приносил счастья. Вспомним народную песню: «Отдавали молоду, за седую бороду....»

 

Отвлекаясь от основной темы статьи, отметим новое для нас, явление. Время не стоит на месте, меняется все, в том числе и люди. В наше время появилась категория современных «Нарспи», которая ощущает себя в неравных браках как рыба в воде. Они перестали чураться неравных браков. Наоборот, они, побросав своих юных поклонников, еще не достигших высокого положения в обществе и высокого уровня материального благополучия, стали охотиться за стариками в качестве мужей, конечно же, из числа достигших больших высот в различных сферах жизни – в искусстве, в бизнесе и т.п. Теперь уже самим старикам бы поберечься, чтобы не попасться в объятья ушлых, алчных «Нарспи», иначе все материальные блага, почет и уважение общества, другие достижения – все будет отнято у них, и их законных наследников и будут служить в дальнейшем этим молодухам. Печальный опыт небезыствестного Джигарханяна может послужить тут ярким примером... Однако, я отвлекся.

 

Рассматривая описанные в поэме события объективно, лично я не смог бы назвать места в районе деревни Сильби «святыми» Не назовешь же участок железной дороги святым, после того, как там бросилась по поезд Анна Каренина – тоже жертва неравного брака...

 

О строительстве «свинокомплекса»

 

Я отдаю отчет, что эти мои слова возмутят очень много моих земляков, не говоря уже о националистах. Но долгая жизнь моя научила меня быть всегда реалистом и трезво смотреть на всякие обстоятельства.

Нельзя рассматривать вопросы, поднятые шумихой вокруг планируемого свинокомплекса в отрыве от общего хозяйственного состояния как на рассматриваемой территории, как на территории Чувашии и конечно же, в целом по стране.

Последние реформы на рубеже двадцатого – двадцать первого веков по России изменили жизненный уклад, да так сильно, что уже на протяжении двух и более десятилетий многие никак не могут привыкнуть и смириться с происшедшими изменениями.

Рассмотрим состояние экономики только по Чувашской республике. Колхозы-совхозы разогнаны, общественное имущество развалено и растаскано, абсолютное большинство заводов и фабрик закрыто, многие в лучшем случае превращены в торговые точки. Огромная безработица среди трудоспособного населения скрывается тем фактором, что чуть ли не половина из ник вынуждена трудоустраиваться в качестве бесправных гастарбайтеров по всей России, от Калининграда до камчатки... Еще совсем недавно ухоженные поля и луга приходят в запустение, пустеть начали деревни и малые города...

Полагаю, наши земляки – чувашское население Башкирии испытывают такие же трудности, что и на территории Чувашии. Скорее всего, описанные выше деревни – Слакбаш, Сильби..., и др. испытывают такие же трудности, что и у нас. Там тоже большая безработица и развал колхозов и совхозов. К сожалению, автору этих строк не приходилось побывать там и не в силах утверждать это на все сто процентов.

 

Село будет процветать только там, где ведется эффективная, высокодоходная хозяйственная деятельность. Возможно, по этой причине, население этих сел не стало возражать против строительства свинокомплекса. Одним любованием окружающей природой и святым воздухом пропитаться, развивать деревню, рожать и кормить детей не будешь, необходим надежный источник дохода....

Вот, наши ура-патриоты подняли шум по поводу осквернения святых мест... А как людям на месте жить – об этом скромно молчат... Тогда предложите альтернативу!

Если святые места – устройте там туристический комплекс, постройте пятизвездочные отели и ..., главное, организуйте, чтобы туда не иссякал поток туристов!

Как ни странно, наши ура-патриоты в жизни тоже реалисты. Они прекрасно понимают, что туда поток паломников невозможен, хотя, уважаемый В. Станьял и сравнивает этот район со Швейцарией. Тут все же, есть разительные отличия. Там – налаженный столетиями бы., специально приспособленный для обслуживания туристов; и не просто рядовых туристов « с улицы», а туристов из высшего сословия разных стран с богатой мошной... Там налаженное хозяйство ведется столетиями из поколения в поколение с длинной династией. Каждый квадратный метр альпийских лугов обихожен, даже домашний скот уже выведен специально и «приспособлен» к присутствию туристов – к источнику благополучия....

А приедет турист в Белебеевский район, что он увидит? Одичавшую природную красоту (этого, конечно не отнимешь), полнейший разор в хозяйстве, полупустые деревни, где остались одни старики и недостаточно приспособленные лица помоложе, (кривые да косые), которым некуда податься..

Да и «турист-то» - полунищий паломник-чуваш, который кое-как заработав небольшие деньги в далеких от родины регионах, сможет позволить такую поездку в Башкирию (если, конечно, захочет).

Так что, особой альтернативы со стороны «культуры» особо ожидать не стоит.

Ну, если так противен свинокомплекс..., предложи другую альтернативу; пусть будет какой-то коровник... Или, какое другое производство... Помогите хотя бы, восстановить разоренные колхозы, совхозы! Главное, чтобы люди на месте могли что-то заработать и содержать свои семьи! Ведь горлопаны-националисты ничего не предлагают. Для них главное – запретить строительство... Низззя!

По иронии судьбы, описанная шумиха «одна в одну», с другой шумихой, уже в нашей республике – вокруг строительства «Молочного комбината», работы которые хотели проинвестировать китайцы...

Низззя!

Те же наши мелкие националисты в восторге. Они восхваляют наших земляков за твердость позиции – мы твердо защищаем наше право, остаться нищими в своей республике. Наше дело правое – мы победим...

 

В заключение только приведу еще одну цитату из сообщения сайта «Майл.ру» от 25 октября 2019 г.

5 часов назад, источник: BBC News Русская служба

Заброшенная русская деревня, которую возродили китайцы.

В деревне Димитрово в Еврейской Автономной Области в 2010 году проживали всего 16 человек. За последние 10 лет ее население уменьшилось еще сильнее и по факту деревня стала заброшенной.

Но после того, как сюда приехали работать фермеры из Китая, деревня буквально расцвела. Китайцы отремонтировали дорогу, поставили автобусную остановку, провели свет и стали нанимать немногих оставшихся в деревне людей на работу. О том, как устроена жизнь в Димитрове — в новом видео Русской службы Би-би-си.

 

А у нас, ни-ни!

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Иван Петрович // 9259.3.8429
2019.10.27 07:59
Ӳтетмӗш теҫҫӗ чӑвашсем ун пек чух. Сталинист пулнӑ ӗлӗк паян путинист пулмалла?
vasilij.rozov.1944 // 2246.45.1128
2019.10.27 19:43
Ку этем, хăйне виръял текенни, " Нарспи" поэмăна вуламан иккен : - Михетер ( Нарспи ашшĕ) чухăн чăваш пулман.
Нарспи вилĕмĕн сăлтавĕ те урăххи пулнă.
2019.10.28 07:06
Ашак несĕлĕнчен тухнăскертен урăх нимĕн те кĕтменччĕ. Кусем хуть хăш саманара та çил хăш енчен вĕрет, çав енне туртăнаççĕ. Хăш енчен татăлса анать, çавăнта çывхарма тăрăшаççĕ. Кикабидзе юрăç "мои года - моё богатство" тесе юрлатчĕ пулсан, Владимир йышшисене ытларах мои года - моё проклятье ытларах килĕшÿллĕ. Эсĕ Çĕпĕр карттине курнă-и мĕнле тĕспе сăрланине? Тата вĕсем пĕр çу каçиччен виçĕ хутчен томат çимĕçĕсене хываççĕ. Вĕсен теплицисем хыççăн вĕлтрен ÿсменне те илтмен-и? Е çав тери те хума тăрăх ишсе канхвит парасса кĕтетĕн-и? Лекмест сана нимĕн те, халăхран вара мĕскер кăна илтмĕн. Эсĕ ăçта пурăнатăн? Шупашкарта? Капйса пăх ял çĕрне, сыснасен ферми хушшине ларт çурт. Вара пăхатпăр. Чăваш Енри чăвашсем тĕрĕс тăваççĕ ирĕк памасăр молзавод тума. Ун йышши химие эпир вĕсемсĕр те тÿпейми çиетпĕр кашни кун. Санăн ватăлнăçем ăсă кĕскелсе пырать, халиччен çемьюнта çеç пĕлетчĕç, халĕ тĕнчипе паллă çакă. Упассипе иксĕр пĕр тăван евĕр иксĕр те.
Вот и // 3072.59.2253
2019.10.28 12:56
совершенно правдивый анализ Владимира... Некоторым это не нравится, а руководителям Чувашии тем более... Но ведь Владимир имеет права излагать своё видение. Зависть чувашская и здесь чувствуется и проскальзивает, хотя Владимир сделал довольно рядовой и верный логичный анализ.
Agabazar // 1098.52.5860
2019.10.29 14:09
Agabazar
Ик пуçана — пĕр çуна.
Agabazar // 1098.52.5860
2019.10.29 14:09
Agabazar
Ик пуçана — пĕр çуна.
2019.10.29 16:40
Вот и, где ты прочитал о том, что официальные лица Чувашии против? Ты хоть немного интересуйся вопросом, прежде чем стучать по клавиатуре. Или соображалки хватает только по клавишам стучать?
По существу вопроса. В Калужской области в одном из забитых районов построили животноводческий комплекс. Что дало? В летнее время жители ближайших деревень выкидывают по два ведра дохлых мух из дома, да дышат "неземным" ароматом. Ни инфраструктуры, ни дороги, ни даже воды жители деревень не получили. Жители одной деревни воду набирают из колодца в лесу, куда по пояс в снегу ходят в зимнее время.
Вот такая логика и анализ по вашим с владимиром рассуждениям. И вообще, кроме хвалебных слов, у упомянутого владимира анализом и не пахнет. Хотя что говорить про выпускников нынешних, у вас с фантазией очень и очень туго. Правильно заметил Агапасар: ик пуçана - пĕр çуна. Анчах асăрхаттарнă пулăттăм: çуна пулса çитеймен эсир.
2019.10.29 16:43
Василий Розов, вăл этемĕн вирьяллăхĕ ячĕ кăна, вăл тахçан хăйĕн тăванлăхне сутнă. Кам пур чăваш пулнă хушăра хăйне пирĕн чăваш чĕлхи мар, вирьял чĕлхи текенни? Тен, апачи е чероки йăхĕнчен вĕсем?
Атнер // 4021.1.5288
2019.10.29 20:04
Аскольд,эс ӑслӑ ҫын,охмах мар полас.Тархасшн ан тӗкӗн вирьялсене тата вӑсан чӗлхине.Хӑйсемех пӗтеччӗ тепӗр ҫирӗм ҫолтан.Сана чӑрмантармас вирьял нимпе те.
2019.10.31 10:52
Кунта пĕрре кăна çырманччĕ: калас сăмаху пур, кала чăн ятăнтан, мĕнрен хăратăн, айна тултартăн? Е чăвашсем хăйсен мĕлкинчен те шикленеççĕ-и хальхи саманара? Мĕншĕн Аçтахар Плотников хăйĕн ятĕнчен çырать? Вăл сирĕн йышши пытанса лармасть, вăл маншăн хисепе тивĕçлĕ çын. Ыттисен сăмахĕ вара йыттă каяшне те тăмасть.

Страницӑсем: 1, [2], 3

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем