Василий Димитриевич Димитриев (1924-2013).
Называть этого человека "великим чувашским историком" я совсем не боюсь. Не преувеличение это. Очень даже великий человек. Так назвал я его ещё в 2013-м году, сразу после смерти Василия Димитриевича.
В.Д.Димитриев являлся действительно блестящим историком. Тут никаких сомнений нет. Но это не значит, что у него всё абсолютно гладко и ясно до всех мелочей. Так не бывает.
С уверенностью можно сказать, что он никогда не ошибался. Почти никогда не ошибался. В общем-то, могли быть ошибки по второстепенным и третьестепенным вопросам. Но, в основном, действовал правильно. Понимал цену публичного слова и поэтому попусту не бросался им. Каждое своё слово предварительно досконально выверивал. Был очень осторожным и дотошным на этот счёт.
Тем не менее и у него встречались некоторые сомнительные вещи. Вот о них хочу сейчас немножко поговорить.
Но сначала о том, как к ним следует относиться. У любого человека, как бы он ни старался, случаются минуты расслабленности, когда неохота слишком вдаваться в подробности, нет особого желания ломать голову. Потому что невозможно в течение всей жизни находиться в напряжении. Сложно всё время держать себя, так сказать, в тонусе. Вследствие чего появляется, откуда ни возьмись, стремление рубить сплеча. Тем самым иногда отправляется Городу и Миру, вольно или невольно, ложный месседж. Некий подвох. Наигранный тезис. Окружающие люди относятся к этому по разному. Некоторые — с пониманием. С осознанием того, что и на старуху бывает проруха. К сожаленью, есть и такие, кто выпячивает такие моменты. Возводит их во что-то невообразимое. Вот именно ради того, чтоб такая болезнь не распространялась, не давала страшные метастазы, и следует поговорить насчёт таких моментов Димитриевского наследия.
— Василий Димитриевич говорил, что четыре пятых населения Волжской Булгарии после Батыева нашествия было уничтожено. Теперь все, кому не лень, повторяют это. А зря. Тут имеется подвох. У меня на этом сайте по этому вопросу была специальная статья.
— На средневековой карте Фра-Мауро имеется город Веда-Суар. Кажется, на это одним из первых обратил внимание тоже В.Д.Димитриев. Но говорить о том, что здесь мы имеем дело безусловно с предшественником Чебоксар — пока рано. Потому что точные координаты Веда-Суара не известны. Его местоположение мы знаем только приблизительно. Не говоря уже о том, что для этимологизации этого топонима пока нет достаточных данных.
— Великий историк не являлся "суваристом". Но он не очень хорошо понимал опасность указанного явления. Поэтому к упражнениям харьковчанина А.П. Ковалевского относился некритично, терпимо. Мне, с высоты сегодняшнего дня, кажется, что суваризму следовало сразу дать по рукам и срезать явление на корню. Ну а теперь имеем то, что имеем.
— Далее. Вот ныне существует концепция происхождения этнонима чӑваш от слова ҫӑваҫ . Как известно, Василий Димитриевич ко всему этому относился негативно. То есть отрицательно. Во всяком случае, не одобрял. Не восторгался. Не бросал в воздух шляпу. Потому что ему мерещилось в основе понятия ҫӑваҫ "страшное" слово "ҫӑва". На самом деле здесь, в этой концепции, это "страшное слово" присутствует только одним боком. Но, тем не менее, противники указанной концепции теперь активно используют указанное случайное высказывание великого историка.
Отдельно следует сказать о человеческом наследии В.Д.Димитриева. Прежде всего об учениках. Кто продолжает нынче его дело? Есть ли вообще таковые? В связи с этим хочу привести слова известного удмуртолога В.В.Напольских.
Формально у меня есть двое защитивших кандидатскую диссертацию бывших аспирантов. Сейчас я аспирантов не держу, вышел из совета и не желаю принимать в этом участие, в этой всей комедии, еще с 1990-х гг. я это решение, собственно говоря, принял. Ну и плюс к тому, не держу аспирантов по той простой причине, что ну а куда я этих людей потом буду девать? Поскольку количество рабочих мест для ученых и преподавателей только сокращается, т.е. если я буду плодить кандидатов наук, пусть даже хороших и умных, этим кандидатам наук просто негде будет работать. В городе Ижевске однозначно негде. Мне-то негде работать, не то что этим людям. Соответственно, зачем я буду заниматься производством людей, которые потом будут испытывать большие проблемы? Ну и плюс к тому, в общем, честно говоря, за последние 20 или 15 лет мне не попадалось людей, которых я бы хотел иметь своими учениками. Понимаете, найти хорошего учителя трудно, но хорошего ученика найти еще труднее, это еще Конфуций сказал. Так что я, в общем, и претендентов-то не видел подходящих.
Это был ответ Владимира Владимировича Напольских, известного российского этнолога, этнографа, этноисторика, лингвиста, одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора, старшего научного сотрудника Института социальных коммуникаций при Удмуртском госуниверситете.
Вопрос ведущим специалистом КОГКУ "ГАКО" Алексеем Леонтьевым (город Киров) был задан в такой формулировке: У Вас есть ученики, последователи?
Применительно к чувашским условиям всё это выглядит тоже таким же образом. Хороших рабочих мест для хороших историков в Чувашии мало.
А теперь зайдём вот с какой стороны. Хорошо В.В.Напольских, он не удмурт, а русский. Поэтому может посчитать, что у него, возможно, никаких моральных обязательств по отношению к коренному народу нет. Он как бы вполне может честно становиться в ту позу, которая описана в его словах (см. выше). Как говорится, после него, образно говоря, хоть трава не расти, хоть потоп. А каково тем, кто, по идее, всё-таки должен думать и о таких вещах?