Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -8.7 °C
Шаланкӑ шыв кӑларать, ула курак пырса ӗҫет.
[ваттисен сӑмахӗ: 2507]
 

Нелли Пальмова: Калининград, Москва, Крым и далее везде…

Нелли Пальмова08.08.2016 14:416953 хут пӑхнӑ

К первому Чувашскому Агадую на полуострове Крым Чувашский национальный конгресс, чувашские национальные центры и культурные автономии, министерства культуры двух республик начали готовиться заранее, преодолевая немало организационных и финансовых трудностей. Прошедший 10 июля 2016 года в героической Балаклавской долине города Севастополя Чувашский Агадуй, без сомнения, стал культурным и политическим актом большого масштаба, явлением значительным для ЧНК. О нем много (но весьма однотипно) говорили, писали, показывали в Крыму и Чувашии...

Из всех сообщений в средствах массовой информации своими оригинальными размышлениями внимание читателей привлекли статьи Ильтимера Ефремова и Владимира Болгарского. Их оценки получились неоднозначными, даже противоположными. По мнению критиков, из пушки по воробьям постреляли, притом плохо прицеливаясь. Почти всем праздничных дел мастерам общий сценарий фестиваля не понравился — в нем не было национальной философии, и представлял он смесь чувашского, русского, этнорелигиозного, христианского и еще много чего, как говорят, из подножного корма.

Но речь не об этом. Как вполне внятно пишет Владимир Болгарский, соки с родины Великой Болгарии все еще неумолимо бегут в наших жилах. И в память об этом чунсюревцы (активисты Ульдияровского отряда путешественников) в Фанагории поставили памятный камень с мемориальной доской и барельефами Кубратхана и его сыновей. Конечно, это благородно, культурно, познавательно — для местных жителей и для наших следоходов по болгаро-суварскому Причерноморью. Отличное начало! Есть надежда, что в скором времени такие памятные знаки появятся на месте деревни Чуваш (ныне в черте города Армянск), на Чувашском вале и Чувашском перешейке в Крыму, а также на месте гибели в Сиваше героя Гражданской войны, воспетого в стихах и поэмах чувашского красноармейца Прохора Иванова.

Думалось, что с агадуя наши посланцы привезут новые сведения о героях-чувашах, защищавших Севастополь во времена службы там Льва Толстого и в жестоких боях в годы Великой Отечественной войны, о местах пребывания на полуострове гениального поэта Михаила Сеспеля. Не говорю уже о материалах археологической древности, о которых не раз писали краеведы Михаил Юхма, Виталий Станьял и севастопольские краеведы-чуваши. К сожалению, ожидания не оправдались. Даже сведения о количестве чувашей в Крыму в разных газетах фантастически разительны – от 2,5 тысяч человек до 6 тысяч… Ну и ну!

Оказалось, что поездка сотен людей из Чувашии в такую даль была без сколько-нибудь познавательного содержания. Покрасовались сами перед собой, друг перед другом похвалились («от чувашских песен сотрясались Кавказские горы», как писала одна чувашская газета кампании «Хыпар»), наверное, поплескались в соленой воде… Все это, конечно, можно и на Волге (благо, у нас в июле пейзаж и погода не хуже южных!) у себя дома без никаких затрат отлично и с пользой для ума и здоровья провести. Но, видимо, и чувашам надо хоть раз в жизни «за туманом, за мечтами и за запахом тайги» в Крым съездить!

Тем не менее, поддерживаю мнение Владимира Болгарского, ратующего за продолжение фестивалей на просторах России и превращение Крыма в Чувашскую Юрмалу для чествования достойных (уточним – богатых) сыновей и дочерей народа со всего мира и по всем отраслям творческой жизнедеятельности. В статье «Крым может стать площадкой для популяризации чувашской (болгарской) культуры» («Чувашский народный сайт», 3 августа 2016 года) он утверждает, что «только так, через выездные праздники-фестивали можно пробудить интерес к своей культуре, самосознание народа». Имеется в виду, кажется, чувашская диаспора. Возможно, было бы много пользы от кругосветного агадуя для формирования исторического сознания чувашской нации, но организовать таборный поход по миру у наших энтузиастов сил не хватит. Да и не в духе нашего народа такой способ самоутверждения. Сейчас проводят региональные агадуи и Дни своих населенных пунктов во многих деревнях Урала, Сибири, Дальнего Востока. Даже на Камчатке и Колыме проводятся чувашские агадуи. Вот им надо помогать всемерно — философскими, историческими, этнографическими, культурологическими, литературными, фольклорно-художественными и другими материалами. А их у нас нет. Ни у ЧНК, ни у Минкультуры Чувашии, а о Минобразования даже заикаться не приходится.

Балаклава и Ядрин подписали соглашение о сотрудничестве между администрациями. Похвально. Только заранее можно утверждать, что бумага эта останется на уровне личных интересов администраторов и не дойдет до народа и нашей экономики. Подобных соглашений и договоров немало, но проку от них так и не видно. Результат виден там, где народные энтузиасты и хозяйственные руководители на местах ведут живую работу с простыми людьми, учителями, библиотекарями, культработниками. С душевной радостью вспоминаю встречи-праздники в чувашском колхозе имени Чапаева в Калининградской области, в четырехдомном Чебоксарском проезде в центре Санкт-Петербурга, на Чебоксарской улице Москвы. Это были встречи деловые, а не просто песни и пляски. А почему бы ныне ЧНК при его умном и толковом президенте Николае Угаслове во главу угла своей работы с праздниками не поставить вопрос о хозяйственном взаимодействии Чувашии с диаспорой?

Слушаю о фешенебельном, многозвездочном Крыме, о приморских фейерверкных фестивалях, о театральной модернизации нашей глубокой древней истории, а голову сверлит мысль о 1921 голодном годе, когда сотни чувашских детей были спасены работницами Трехгорной мануфактурной фабрики Москвы — их помощь умирающей от засухи Чувашии была ценнее золота и серебра. Прошло с тех пор 95 лет. Вот, думаю, в благодарность за прошлую помощь, отвезти сегодня и раздать жителям с Чебоксарской улицы великой Москвы наши яблоки и картофель, капусту и морковь. Конечно, москвичи ныне богаты, они обеспечены заморскими плодами. Но не сомневаюсь, что найдутся и те, кто порадуется благодарственным гостинцам от внуков тех, кто воспитывался в детдомах Москвы в 1921-1922 годах. Разве трудно ЧНК организовать пару фургонов на чебоксарские улицы Москвы (а, может быть, и на мурманскую Долину Славы) как акт живой исторической памяти чувашского народа и как знак нашей скрепленной кровью бескорыстной дружбы и верности?

Мир развивается по своим законам, пишет Владимир Болгарский. Человечество тоже. В самосознании чувашской нации еще крепко хранятся древние нравственные устои и неписаные законы социального бытия. Вот эту ценность и не следовало бы нам терять бездумно. От отсутствия знаний по истории своей нации или Великой Болгарии и нулевого уровня этнического самосознания мировой катастрофы не будет, но и не будет радости красоты и духовной гармонии человека с миром. Чувашская диаспора догадывается об этом, поэтому по России идет волна агадуев, поэтому регионы обращают взоры к родной Чувашии, к Чебоксарам.

Не хотелось бы, чтобы ответ был в угоду противящейся силе и просто для галочки. Как утверждает на нашем сайте председатель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станьял, праздники вовсе не являются праздным бездельем и пустопорожними прогулками. Чувашские агадуи с древнейших времен несли в себе заряд всенародной объединяющей силы и целились на выработку тактических и стратегических задач на будущее. Так оно и происходит или должно происходить в чувашском мире на просторах России — будь то хоть в Крыму или на заполярном острове Рыбачьем, хоть в деревне Старое Суркино Татарстана или в селе Уборки Хабаровского края.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем