Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +14.0 °C
Айван ҫыннӑн турти кӗске теҫҫӗ.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Тимӗр Акташ: Ещё чувашский «картинщик»

Тимӗр Акташ02.02.2016 22:275625 хут пӑхнӑ

В галерее «Серебряный век» Национальной библиотеки ЧР работает Персональная выставка живописи Валерия Краснова

 

Предисловие

Есть у художников такое неформальное слово — «картинщик». Так называют серьезных мастеров кисти, создающих сложные сюжетно-тематические картины на какую-то тему с идеей. Иногда, это многофигурные композиции. Этот профессиональный термин, например, употреблял народный художник Чувашии и РСФСР Николай Овчинников (1918-2004), который сам был типичным «картинщиком» эпохи социалистического реализма. Таковыми являлись и классики чувашского изобразительного искусства Алексей Кокель, Моисей Спиридонов, Николай Сверчков, Юрий Зайцев и другие. Особое место среди чувашских художников занимали живописец и график Анатолий Миттов (1932-1971), график Пётр Сизов, разрабатывавшие национальные темы. Среди ныне живущих живописцев — это Ревель Фёдоров, Николай Карачарсков, Владимир Агеев, Праски Витти, Анатолий Рыбкин, Анатолий Силов, Николай Енилин и другие. И вот, появилось ещё одно имя — Валерий Краснов.

Из биографии

Краснов Валерий Алексеевич родился в 1969 году в деревне Кильдюшево (Ҫирӗклӗ Шӑхаль) Яльчикского района ЧР. Окончил художественное училище в Йошкар-Оле. Учился по специальности «Академическая живопись» в филиале Московского художественного института имени В.И.Сурикова в Чувашском госпедуниверситете. После получения высшего образования работал художником-оформителем. Сейчас перешёл к творческой работе. Для этого он вернулся в родную деревню, где построил художественную мастерскую.

Экспозиция

На выставке В.Краснова центральное место занимает большое многофигурное полотно на этнографическую тему — «Свадьба низовых чуваш». Неподалёку на боковой стене — примерно такого же размера — «Питрав» (Петров день). Рядом — «Закат солнца». На противоположной стене — ещё две картины, на которых изображены чувашские деревенские свадьбы зимой.

«Кӑмака хутакан»

Также мастерски и реалистично сделана картина «Кӑмака хутакан» (Кочегар). Художник изобразил типичную просторную кочегарку и обыкновенного рабочего — кочегара. Он в рабочей робе и сапогах. В руке лопата. Большая раскалённая печь закрыта дверкой. Но в просвете краснеет горящий огонь. Казалось бы, что интересного для любителей художественных салонов? Производственная тема, популярная при соцреализме. Казалось бы, сейчас это не актуально. Но ведь «зацепила» чем-то тема автора! Может, кочегар — его знакомый, или родственник? Может, сам, будучи студентом, подрабатывал? Ведь знаменитость советского рока Виктор Цой тоже работал кочегаром. Может, эта кочегарка — где-то рядом? Или была рядом? Да мало ли? Но написана здорово! Лично меня это «зацепило»! Реальная жизнь, сермяжная правда жизни, ёлы-палы!

Пейзажи

Хороши и пейзажи: «Пирӗн урам» (Наша улица), «Хурӑн вар» (Овраг с берёзами), «Картлаҫ» (Лестница), «Ҫӑлкуҫ» (Родник), «Сулхӑнра» (В тени), «Кивӗ ҫурт»» (Старый дом), «Минеральные Воды. Гора «Змейка» и другие.

Вернисаж

Вернисаж открыл и вёл искусствовед Геннадий Иванов-Орков. Он назвал В.Краснова «ещё одним нашим сельским героем» за жизнь в деревне. (Так же Геннадий Николаевич называет другого известного чувашского художника Георгия Фомирякова (1957) из Чебоксарского района. Оба развивают национальные темы в изобразительном искусстве. — Т.А.)

— Почему вы, художники, пишете нас, чувашей, как общую массу? Ведь у каждого есть конкретная внешность, лицо, образ. — Так процитировал в своём выступлении одну из претензий зрителей народный художник ЧР Владимир Агеев, тоже уроженец Яльчикского района ЧР.

— Мы вместе с Валерием занимались тяжёлой атлетикой, поднимали штангу, — заметил ещё один земляк Краснова — министр физической культуры и спорта ЧР Сергей Шелтуков. — Он любит спорт.

— Краснов удачен в пейзаже, — считает искусствовед Юрий Викторов. — Он умеет передавать состояние природы.

Кандидат искусствоведения озвучил некоторые замечания в отношении композиционного центра в картине «Питрав» и призвал быть более строгим и требовательным к своему творчеству.

— Но в целом — хорошая выставка, — заключил Юрий Васильевич. — У художника — всё впереди. У него есть природный дар. (Его надо развивать дальше.) Поздравляю!

— У художников есть такое слово «обойма», выражение «быть в обойме». (То есть, принадлежать к группе, которая известна и успешна, и близка к руководству Союза художников ЧР. — Т.А.) — Так сказал член правления СХЧ, директор ЧГХМ Геннадий Козлов. — «Обойма» есть везде. Несмотря на то, что Краснов не входит в этот круг, в выпускнике ЧГПУ «не умер художник». Дорогу осилит идущий. Мне понравилась работа «Картлаҫ» (Лестница). Она символична. Его лестница ведёт наверх. Художник будет подниматься как по этой лестнице. В добрый путь!

— Без национального не может быть национального искусства! — заявил народный художник ЧР Николай Енилин. — Многие не понимают этого, и игнорируют данный тезис. Нет в мире искусства не национального. Мне понравилась картина «Питрав». Она убедительна. (Добавим — и колорит в ней выдержан. Например, зелень травы. Помнится, народный художник ЧР Виктор Немцев в частной беседе в своей мастерской говорил мне, что зелёный цвет для художника коварен. Если не сможешь его правильно передать, то зелень получается ядовитая… — Т.А.)

Краснов — действительно «сельский герой». Есть чувашские художники, живущие на селе. Они работают на своей земле во всех смыслах. Они знают народную жизнь (изнутри, без прикрас). (Таковы, также Станислав Юхтар (Михайлов), Сантр Пикл (Алексеев) — Т.А.)

Приветствовал земляка активист Яльчикского землячества журналист Пётр Сидоров. Он сообщил, что землячество должно помочь Краснову в организации новых выставок.

— Я видел, как Краснов учился на нашем факультете, — сказал экс-декан ХГФ ЧГПУ, заслуженный художник ЧР Анатолий Данилов. — У него своё видение мира. На него можно положиться. (Голос с места: «Вӑл шанчӑклӑ ҫын». (Он надёжный человек.) Краснов «вне обоймы». Спасибо, что такой. Он ценит свой мир. То, что его волнует. Его дипломная работа — национальная тема. Искусство вне национального не может быть. Так говорил (художественный критик) Стасов. Искать своё в искусстве. Идите своим путём. О нас судят по конкретным личностям. Это первая большая выставка Краснова. Желаю, чтобы ему хватало денег на материалы. Очень дорогие.

О землячествах. Их задача — не «доить» художников, а помогать им.

Ответное слово автора

Мы, земляки, друг другу помогаем. Мастерскую в деревне построили по принципу «Ниме» (коллективная помощь). Национальный художник должен жить в своём народе. Пить одну с ним воду. По Национальному радио слышу: «Пирӗн чӗлхе пӗтет» (наш язык исчезает). Но всё зависит от нас. (От того, на каком языке мы говорим.) Атте-анне. Тӑван чӗлхе. (Отец-мать. Родной язык Это всё едино. Свято.) (Я некоторое время) учился и жил в Республике Марий Эл. (Видел, как там живут.) Посмотрел на нашу республику со стороны. Учился. Занялся и самообразованием. Это необходимо постоянно.

Как пытался поступить в Чебоксарское художественное училище

Помню, как со старшей сестрой (после 8-го класса) приехал из деревни поступать в Чебоксарское художественное училище. Залива тогда ещё не было. Мы шли по каким-то дощатым мосткам. (После того, как гидростроителями Чебоксарского водохранилища в конце 1970-х — 1980-м году была снесена старая Красная площадь вместе с историческим старым городом 14-20-го веков. — Т.А.) Мы были одеты скромно. Тогда и по-русски говорил ещё не очень. Пытались узнать о приёме на учёбу. С нами в художественном училище на нашем родном языке (в столице Чувашской АССР! — Т.А.) даже не стали разговаривать! Но ничего. Мы поехали в (соседнюю) Йошкар-Олу. (Там и поступил учиться.)

Спасибо родителям! Родным. Спасибо землякам. Построили мастерскую. Тайма пуҫ сире! (Поклон вам!)

Брат с сестрой вместе кланяются. Краснов приглашает земляков, приехавших на вернисаж из деревни, пройти вперёд к ним.

Слово сельской учительницы

— Хочу сказать о картине «Питрав», — говорит приехавшая учительница, заместитель директора деревенской школы. — У нас традиция — 12 июля (на Петров день) в деревне все жители собираются на праздник. Сейчас многие молодые уехали в город. Деревня стареет. Но праздник хочется вернуть... Здесь смотрю на картины. Это виды нашей деревни. Чувствую как у себя в деревне.

О лирическом пейзаже

— Краснов — великолепный живописец! С тонкой душой. С любовью к (своей) родине, — восклицала преподаватель-ветеран ХГФ ЧГПУ Нина Алимасова. — Хочу сказать оду одному пейзажу. Это (деревенская) улица в дождливый день. Автор увидел (в этом) красоту. Какой лиризм, романтизм! Низкий поклон тебе! Если бы я была спонсором, я бы купила эту работу. А ведь, кажется, — просто улочка! (Сестра художника растрогалась.)

Народная песня

Краснов берёт в руки гитару. Проводит пальцами по струнам. Берёт аккорд, взяв нужную тональность, как на камертоне. Сам запевает старинную хороводную песню «Хурӑн вар». Ему подпевают сестра и односельчане. Художник сам ведёт песню. После окончания в зале звучат возгласы: «Маттур!» (Молодцы), «Браво!» Подходит землячка, вручает Краснову цвету. Он приглашает гостей на фуршет.

На фуршете

Выступления и обсуждения продолжились в неформальной обстановке. Как всегда, вне конкуренции был художественный критик, культуролог и публицист Михаил Воробьёв. Отрывок из его спича о картине «Питрав»: «Свободная композиция в движении, мысленном»…

— Нас здесь три чувашских уроженца из Татарии, — сказал журналист Владимир Долгов. — Николай Енилин — из Буинского района. (Присвияжские чуваши около округи Тахаръял.) Плюс двое — из Нижнего Закамья. Я из Чистопольско-Аксубаевской округи; ветеран труда Пётр Осипов — из Нурлатского района. У нас один говор (койне — греч.), литературный язык с яльчикскими чувашами. И песни схожие. И общий (фотогеничный) антропологический тип. Мы — одна цивилизация. Я помню — как в детстве мы с младшим братом, сидя на густой зелёной траве на лугу у околицы деревни Хӗрлӗ Шур (Нижние Савруши), слушали такие хороводные песни в весенне-летний праздник «Уяв».

Я рад, что нашу цивилизацию фиксирует для национального изобразительного искусства и истории художник Валерий Краснов. — Я не согласен с замечаниями Ю.Викторова к картине «Питрав» насчёт композиционного центра. Он там есть. Это -гармонист и сам стихийный круг односельчан для хоровода. Так что, не слишком обращай внимания на критику. Делай всё по-своему, как считаешь нужным!

— Слушать — слушай, внимание обращай, но всё равно делай по-своему, — поправил кто-то из собравшихся.

— Город давит, поэтому я уехал в деревню, — говорил В.Краснов в непринуждённой беседе с коллегами.

О культуре застолья

…Одно примечательное наблюдение. Виновник торжества угощал гостей закусками и сладостями с лёгким десертным красным вином. На столе стояла (в резерве на всякий случай) одна бутылка водки. Но желающих пригубить крепкий напиток почти не было до конца вечера. (Ведь всем известно — как опасны и коварны крепкие напитки.) «Это — хороший знак», заметил про себя ваш корреспондент. — Наконец, и наш народ стал жить лучше материально, стал позволять себе натуральные некреплёные вина в торжественные случаи. И стал лучше понимать, что лучше, а что хуже в застолье. Ведь люди старшего поколения помнят ещё скудное прошлое простого народа (хура халах), когда выбора не было. И безраздельно царил «зелёный змий», приносивший столько горя…

Круглый стол через неделю

У художников и искусствоведов есть традиция — более подробное обсуждение творческих проблем на выставке для узкого круга специалистов-коллег, художественных критиков и журналистов, чаще — перед её закрытием. Такое обсуждение состоялось через неделю после вернисажа. В Круглом столе кроме указанных выше специалистов участвовали шеф-редактор Национального радио ЧР Ольга Артемьева (Баринова), редактор республиканского журнала «Самант» писатель Владимир Степанов и литератор-любитель из Цивильского района Владислав Карпов.

Из тезисов Круглого стола

Г.Иванов-Орков: Прежде всего, поблагодарим администрацию Национальной библиотеки ЧР, её отдел литературы по искусству и куратора выставки Ларису Скворцову за предоставленную возможность организовать выставку, всяческое содействие и помощь.

Предлагаемая тема обсуждения — «Как сельский художник поддерживает связь с обществом?» Ведь большинство коллег живёт в городе, хотя, в основном, или многие, выходцы из деревни. Итак, как живет сегодня художник — «сельский герой»?

(У автора этих строк при написании данного текста появилась ассоциация с американским киношным фермером или ковбоем — тоже «сельским героем». — Т.А.)

… Итак, традиционная сельская община, соседи (ял-йыш). Кстати, почему на вернисаж не приехали представители сельской администрации (местного самоуправления — Т.А.)?

В.Краснов: Я всех приглашал, всем направил приглашения, но… (Яльчикский район ЧР — один из самых дальних районов, от Чебоксар, примерно, около 150-ти километров, на границе с Татарией. — Т.А.)

— Как говорил на вернисаже Анатолий Данилов, художника на месте, в основном, «доят». А помощь? Землячество помогает? Как друг другу помочь? Спонсоры?

— Вспоминаю детство. Не было ни бумаги, ни карандашей, ни пластилина. Лепил фигурки из глины.

— Такие же воспоминания у твоей землячки — художницы Татьяны Шарковой. (Тоже уроженка Яльчикского района ЧР, художник по вышивке, декоративно-прикладному искусству, преподаватель Новочебоксарской детской школы искусств. — Т.А.) Никаких детских художественных школ не было. Мастерили сами куклы, сидя на печи.

И сейчас кто-то из деревенских может сказать художнику: «Ма ӳкерсе ларатӑн? Пахчара ҫӗрулми лартас. Тунеядец». (Что сидишь рисуешь? Вон в огороде надо картошку сажать.) То есть, творческую работу за труд в деревне считать не принято.

— Как приезжает начальство, меня зовут. Художник оказывается нужен. Начальство уехало, и ты опять сам с собой. Не нужен. Если бы были меценаты… Без материальной поддержки трудно.

— А как сельчане?

— Для них картина — это просто «картинка». Правда, иногда удаётся продать пейзаж или портрет. И на земле приходится работать. В огороде, во дворе с курами. От Чебоксар далеко. Всё за свой счёт. Вот на вернисаже Сергей Шелтуков помог. Не афишируя. Спасибо ему.

Чтобы писать сельскую жизнь, надо жить в деревне. Как говорит Агеев: «Надо, чтобы чувашскую жизнь писал чувашский художник». Вот Георгий Фомиряков (и его дочь Мария — Т.А.) пишут на темы национальной мифологии. Другие наши художники сельскую жизнь почти не пишут. На выставках — в основном, пейзажи, натюрморты, этюды. Есть «народные» художники. А где тематические картины?

Г.Орков: Художник хочет писать картины, очень нужно. Для этого нужен высокий уровень (профессионального мастерства). Перечисляет чувашских «картинщиков». (См. начало репортажа.) В советские времена существовала практика: (Официальный) Заказ — договор — ЧГХМ (закупка). Сейчас такой системы нет.

В.Краснов: Как-то слушал по Радио России рассказ художника Ткачёва. За 20 лет у него купили одну картину к 70-летию Победы. Был приём у президента…

М.Воробьёв: Начальство искусство не понимает. Как говорил классик: «Живой талант власти ненавистен. Она любит только мёртвых».

Г.Орков: Что должен делать сам художник?

В.Краснов: Должен работать, ездить. Ялта кампа калаҫмалла? (С кем говорить в деревне об искусстве?) Там всё просто: «Красиво». Или «Некрасиво». Как-то в католический собор, который расписывал Микаланджело, пришло папское окружение, которое стало критиковать изображённые обнажённые натуры, анатомию. Он заметил: «Привели глупцов оценивать моё творчество».

Г.Орков: Есть ещё один «сельский герой» — Вагиз Камалетдинов из Комсомольского района ЧР. Помню — была его выставка в Чувашском государственном институте гуманитарных наук. Юрий Викторов приготовил каталог выставки. Я посмотрел. Автор показался мне средним. Но сейчас смотрю — он стал выше, развился.

В.Долгов: Согласен. Вырос. Я тоже так же считал после знакомства с его работами на выставке в Литературном музее. А на следующей выставке там же после пленэра СЧХ в Ильинке, увидел уже другой уровень.

Г.Орков: Камалетдинов, кажется, особо часто в Чебоксары не ездит. Но активно выставляет свои работы в Интернете. Побывал в Крыму (на официальном мероприятии — Т.А.), Кавказе. Кажется, в Париж собирался. Крым — актуально, за счёт органов государственной власти… Пленэры — тоже хорошо. Там художники творчески общаются, делятся опытом. Например, при заволжском санатории «Чувашия» проводятся летние пленэры (симпозиумы) скульпторов. Организатор художник Николай Балтаев. Его коллега Сантр Пикл. Интересно, что у них на пленэре запрет на алкоголь.

В.Карпов: Соглашусь — в деревне отношение к творчеству точно такое. Сидишь, творишь, сочиняешь. А тебе говорят: «Что сидишь? Лучше работай (руками)».

Г.Орков: Лучше — творческих людей понимают в Переделкино. (Подмосковном дачном посёлке литераторов — Т.А.) Члены семьи понимают. «Папа работает». (Головой. Значит, надо соблюдать тишину, и ему не мешать. — Т.А.) Завтра это будет нас кормить. (Будущий гонорар за литературный труд. — Т.А.)

М.Воробьёв: О связи с народом. Юрий Зайцев по этому поводу говорил: «С любым за стол не садись. Чтобы потом не опозориться».

Г.Орков: Ну, этот принцип универсальный во всех сферах. Надо знать свою цену. Миттов и Агеев образовали своеобразный философский кружок.

М.Воробьёв: Миттов хотел создать свой маленький (альтернативный — Т.А.) Союз из молодых (художников). Но молодёжь оказалась продажной, сексотами.

Г.Орков: Если (у творческой молодёжи) слабый интеллектуальный уровень… Я смотрел список литературы, которую читал Миттов. Это передовая литература, на передовых рубежах. Он ведь был выпускником Академии художеств (СССР). Агеев был его союзником.

М.Воробьёв: Они смертельно спорили. До ссоры и разрыва. Разошлись принципиально. Агеев пришёл к национальному через практику. (Они шли) разными путями. Миттов сверху вниз. Агеев снизу вверх. Он осознал. И перерос миттовские достижения. Миттов все эти азы прошёл. Геноцид, Тамерлан, царизм. На пустом месте создал национальное искусство. Миттов стремился. Последовательно. Дело продолжили Праски Витти, Николай Енилин, Станислав Юхтар.

Г.Орков: Интеллектуальное развитие очень важно. У художников драмат. особенность. У народного мастера — традиция. (П.Мазуркин) Драмат. растёт художник. Связь учителя и ученика. Быть в системе.

М.Воробьёв: В профессиональном русле.

В.Степанов: Некоторым это не нужно. Мой товарищ поэт Пётр Семёнов (живущий в деревне — Т.А.) сказал: «Кунта творчество пулмасть». (Здесь творчество не получится.)

Г.Орков: Литература и искусство художника — разные вещи. Поэт Геннадий Айги в Москве жил интеллектуальной жизнью, старался.

В.Степанов: Эпе те ялти пурнӑҫа юрататӑп. (Я тоже люблю сельскую жизнь.)

В.Краснов: Я уже говорил о своей учёбе, самообразовании и работе в Марий Эл. Советовался с художниками. Приезжал в Чебоксары. Встречался с Енилиным, Агеевым. В деревне таких возможностей нет.

М.Воробьёв: В Академии художеств Агеевых нет. Гении уходят на божественный уровень к Богу. — Будете бессмертны.

В.Краснов: После 8 классов в Чебоксарах я не смог толком говорить по-русски. В ЧХУ тогда директором был, кажется, Бритвин. Нас с сестрой тогда в училище даже на порог не пустили. В ЧГХМ было обсуждение его выставки. Я критиковал. Его защищал товарищ, Кранк. Я критиковал обоих.

Г.Орков: Зато там много амбициозности.

М.Воробьёв: А как меня громили в ЧХУ! Я поступил туда после армии, с нуля. (А другие продолжали обучение после ДХШ. — Т.А.) Как «гнобили» (эти снобы — Т.А.). Единственным добрым и мягким преподавателем был Валерий Семёнович Семёнов. Только с ним у меня «пошло». Была там преподаватель И.Щ., преподаватель пластической анатомии, выпускница биофака ЧГПИ. И другие подобные. Например, дама К. Это было «осиное гнездо».

Г.Орков: Да, они создали там «закрытую систему». Это надо учитывать.

М.Воробьёв: После училища я пошёл работать (художником)-исполнителем в музыкальный театр. В ЧХУ учился Николай Плакидов. Его тоже «гнобили» в училище. Он ушёл в Чувашский драмтеатр. Там работал художник Владимир Мазанов. Тот его оценил. Давал писать задники (декораций) по законам сцены. Там много своих тонкостей. А педагоги его, способного, выгнали из училища. Художник Валентин Фёдоров говорит: «В ЧХУ должны быть личности, а не те, кто повторяет формы».

Г.Орков: В ЧХУ вначале были хорошие педагоги — Моисей и Августа Спиридоновы, Иван Григорьев, и другие. Но потом училище превратилось в закрытый клуб.

М.Воробьёв: Там создали фильтр, заслон.

Г.Орков: Эту тему можно будет продолжить на конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Августы Спиридоновой.

М.Воробьёв: Где выпускники ЧХУ, подобные Карачарскову и Немцеву? Зато есть бездарные отличники формы, такие как (… )

Г.Орков: В ЧХУ (чувашских) классиков не помнят. Занимаются самолюбованием. В наш музей пришла выпускница ЧХУ. Я дал ей изучить справочник ЧГХМ, чтобы изучила. Они живут лишь сегодняшним днём. Считают себя элитным клубом.

М.Воробьёв: Когда меня там «гнобили», я сказал Щ., что она ставит над нами психологические опыты. Художники сидели, слушали. При защите диплома в училище способного парня из народа, от земли, лишили диплома. Щ-на, К-я считали нас… недочеловеками.

В.Краснов: Всего этого я нахлебался по горло. (Показывает)

Г.Орков: Там ведь учатся сыновья и дочери влиятельных персон.

М.Воробьёв: Праски Витти они не знают. Даже не пригласили его на 80-летие училища… Преподаватель ЧХУ Р.Е. не понимала национального. Например, портрет артистки Ольги Ырзем. Модель поставлена как свеча. Это просто этнографизм, но бездуховный.

В.Краснов: Есть ещё тема — «Умирающие» деревни»…

Г.Орков: Эту тему надо сделать масштабней. Разберём вашу картину «Заход солнца». Я бы предложил… (Идёт искусствоведческий анализ композиции.)

М.Воробьёв: А тема национального в оформлении Чебоксар. Куда ни … глянь, везде церкви. А национального нет в Чебоксарах…

Г.Орков анализирует три картины на тему «Свадьба». Как специалист по национальному костюму, советует разнообразить и конкретизировать детали (как в картинах В.Сурикова), обувь, усилить некоторые цвета. Уместен был бы здесь и национальный кафтан сахман.

В.Краснов: Мне интересна этнографическая тема. Возьмём эту работу с ручной мельницей. Мне дорога даже её звучащая простая мелодия при работе.

М.Воробьёв: А сколько интересных различий и нюансов в чувашском песенно-танцевальном фольклоре в разных районах, и даже — отдельных деревнях! В каждой этнографической группе и подгруппе. (Везде свои изюминки! — Т.А.) По-разному двигаются в танцах. Это всё мелодии духа нации! Мелодии движений.

Г.Орков: Хорошо бы ещё обсудить тему «Художник и Интернет». (Это новая и важная тема, связанная с информированием широкой аудитории. — Т.А.)

В.Краснов: У нас в деревне проблемы с доступностью Интернета…

Г.Орков: Попробуйте использовать модем…

В.Долгов: Надо бы через землячества привлекать спонсоров. Например, среди видных бизнесменов Чувашии есть уроженцы Яльчикского района. Например… (Называются фамилии.) Я как-то в прошлом посоветовал Т.Шарковой обратиться к одному из них. Она ходила к нему. Правда, кажется, он ей ничего не обещал. Может, попробовать поговорить с N? Надо бы посоветоваться с Пётром Сидоровым. Он, наверно, всех земляков знает…

На этом отведённое время для Круглого стола закончилось. Библиотека вскоре должна была закрыться. Это был санитарный день. Но сотрудники работали. Правда, не допоздна, как в обычный день с читателями…

 

Тимер Акташ.

Чебоксары, Январь — 1 февраля 2016

На снимке: Художники Валерий Краснов (справа) и Владимир Агеев на вернисаже в галерее «Серебряный век» Национальной библиотеки ЧР. Январь 2016. Фото автора

 

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ

Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.


Orphus

Баннерсем

Шутлавҫӑсем

 
Сайт пирки | Пулӑшу | Статистика
(c) 2005-2018 Chuvash.Org
Сайтри материалсене (ытти ҫӑлкуҫсенчен илнисемсӗр пуҫне) CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0 лицензипе килӗшӳллӗн усӑ курма пулать. Сайтпа ҫыхӑннӑ ыйтусене кунта ярӑр: site(a)chuvash.org