Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -9.7 °C
Мухтанчӑкӑн пуш енчӗк.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Археолог от бога Евгений Михайлов

Виталий Станьял30.12.2024 18:061581 хут пӑхнӑ

Известный археолог Евгений Петрович Михайлов (9 июня 1958 г.р.) удосужился многих добрых слов по этнографическим научным исследованиям и по тихому, скромному чувашскому характеру. Он долго заведовал отделом археологии в Чувашском научно-исследовательском институте (теперь ЧГИГН), всю трудовую деятельность связал с ним и продолжает там работать.

В республике в одно время остался единственным «врожденным» археологом. Его ценил и берег директор института доктор наук академик Алексей Трофимов. Как-то раз по пути с Абашевских чтений мы заехали в родной дом Евгения Петровича в Байдеряково под Кугесями и были поражены, когда увидели дворик-сад, весь заваленный вкусными и ядреными яблоками. Другой сын бросил бы не особо оплачиваемую работу в институте и на отцовских яблоках навернул бы себе порядочную сумму. Но по характеру Женя воспитывался совсем не деньгоделательным и стяжательным человеком.

Много совершил Е.П.Михайлов для увековечения имен исторических древностей, славных портретов предыдущих архелогов Василия Каховского, Василия Димитриева, Павла Трифонова, притяжения Бориса Каховского к делу отца.

...Почти каждый день зимы в институте видел молодого, озабоченного земляка. Кабинет его полон был очищенных от земли каменных топоров, наконечников, стрел, осколков тарелок, горшков, уздечек, замков... После полевых работ в экспедициях он сутками сидел в подвале института и промывал привезеннные артефакты. Только влюбленный в свою работу специалист может так долго заниматься за эдакой утомительной работой. Юноша жил археологией.

Он был почетным краеведом и членом правления в Союзе краеведов, одним из первых принят народным академиком в ЧНАНИ.

В кругу краеведов часто обсуждали местные достопримечательности и легенды. Мне памятно, как он копался в курганах около нашей деревни, описал на страницах Археологической карты и включил в Чувашскую энциклопедию подробную статью о Станьялском (Малосундырском) кургане. До этого три наши кургана приписывали к Ядринкасам, хотя они находились на землях нашей артели и не имели никакого отношения к другим населенным пунктам.

Как-то однажды в кругу рядили легенды про Каршлых и гору Чурабатор, следы городища и Хравути поххи. Женя это взял себе на земетку и вскоре мне говорит, что не нашел гору Чурабатора. Как? У нас любой знает про эту лесистую гору! Евгений Петрович шел к берегу Волги по Шубашкаркасинскому полю Лептек, дошел до мыса, но не заметил никакой «высокой» горы. Вот и вернулся в обиде на нас с Евгением Ерагиным за преувеличение народных сказок.

Не следует по записям В.К.Магницкого искать это место у дальней деревни Ядринкасы. Одна улица Шубашкаркасов называется Ядринкасами. Я попросил его еще раз побывать на том месте. Надо подняться с речки Кинярки (низины «Вурнар вырри») от Адылъялской фермы по крутому склону дубняка. Там наверху видны следы глубокого рва со стороны именно Лептека и на самом мысу место городища (или бойницы). Не поленился же археолог еще раз облазить те места и уверился, что там действительно была стоянка древних защитников края. Это историческое место он отметил на Археоогической карте (том 3, с.13) под №2068 «Адылялъское (Вурманкасинское, Ядринкасинское святилище киремет).

Надо признаться, что основной труд Е.П. Михайлова — «Археологическая карта Чувашской Республики» в трех томах (2013, 2014, 2015). Евгений Михайлов годами корпел над нею, собрал сведения всех предыдущих краеведов, археологов, этнографов и подготовил львиную долю архивных исследований по каждому клочку исторических памятников.

Он написал не одну дюжину статей о раскопках в разных районах Чувашской Республики. Специально для энциклопедии Чебоксарского района составил описание археологических сведений края и подготовил сжатые статьи даже о знатных школьных краеведах. Он не раз прихватывал меня на «Абашевские чтения», которые вел в течение изрядного времени, и настоял на возвеличении подходящим памятником места Абашевских раскопок.

При виде изображений этого памятника мне вспоминаются три великих мастера — скульптор Владимир Нагорнов, искусствовед Алексей Трофимов и археолог Евгений Михайлов. Три таланта, три истинных специалиста, три разных по характеру человека, три крепких, трудолюбивых и честных сыновей чувашского народа.

Исследовательский дух не оставлял его в годы работы заместителем директора Чувашского национального музея (1993-1996). Кстати, там в архивах поднял забытые и ранее не распознанные фотоснимки 1929-1921 годов. Среди них резонансными оказались портреты Михаила Сеспеля. Очерки об этих находках публиковались газетой «Советская Чувашия» и в сборниках научных докладов. Сеспелиана Евгения Михайлова сама по себе уже возвышает имя скромного, пытливого ученого-краеведа, нашего замечательного ученого-земляка.

Много у Чувашии известных людей. Археолог Е.П.Михайлов среди них отличается особо — тихим характером, врожденным талантом и надежной верностью родному краю.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Хуларан // 3568.23.7253
2024.12.31 02:50
Приглашал знатного археолога Мерперта... Писал об историке Димитриеве...
Agabazar // 4253.9.8606
2024.12.31 08:21
Agabazar
Хальхи вăхăтра Чăваш Гуманитари пĕлĕвĕсен институтĕнче çак археологсем ĕçлеççĕ.

— Мясников Николай Станиславович
— Михайлов Евгений Петрович
— Березина Наталия Степановна
— Березин Александр Юрьевич
— Григорьев Владимир Юрьевич
— Сивова Людмила Валерьевна

Кунсăр пуçне археологсем тата аслă шкулсенче пулма кирлĕ.
Agabazar // 9552.2.6466
2025.01.10 21:29
Agabazar
Поскольку Евгений Петрович Михайлов археолог, коснёмся и следующего вопроса.

Эрбина Никитина (07.01.2025 12:43): внимательно изучать руины древних городищ булгар Биляр и Сувар, рассматривать каждый кирпич и юба, прочитывать все имеющиеся каменные и бумажные тексты на древних языках, но уже новыми глазами и новыми техниками.
Какими бы глазами и «новыми техниками» не посмотри, ничего не изменится.

Как были надгробные камни 13-14 веков тюркскими и р-язычными, таковыми они и останутся на все времена. Никто и ничто этого изменить не сможет.

"Надо и дальше изучать вопрос," — вот так могут сказать. Но такие заверения ни к чему. Они нас не должны «радовать». На бюрократическом языке это называется отпиской.

Некоторые говорят, что в теории булгаро-чувашской этноязыковой преемственности не хватает археологических данных, что является не просто неправдой, а враньём. Самое настоящее враньё.

Потому что есть, во всяком случае, надгробные памятники 13-14 веков. Они и есть важнейшие археологические артефакты. Эти объекты по своему значению перевешивают всё остальное, ибо содержат надписи, письменные фиксации.

К сожалению, Евгению Петровичу Михайлову не пришлось заниматься этими археологичскими артефактами, за исключением тех, которые находятся на территории Чувашской республики (это мизерная часть всех эпитафий и далеко не все из них относятся к эпохе Булгарского улуса Золотой орды).
Agabazar // 3269.97.0373
2025.01.11 16:28
Agabazar
Поскольку Евгений Петрович Михайлов археолог, коснёмся и следующего вопроса.

Эрбина Никитина (07.01.2025 12:43): разве сувары — это миф, и их вовсе не было в Волжской Булгарии?
Да, это миф: 99% лжи и 1% правды чудным образом перемешали и получили ту самую мешанину (миф).

В частности, в Волго-Уральском регионе никакой особой «суварской» археологисекой культуры не выявлено.

Булгарская археологическая культура есть, а вот суварской археологической культуры — нет. .
Лешкукша // 2457.8.6361
2025.01.12 16:54
Откуда тогда город Сувар? Откуда суварские деньги?Современный музей на развалинах Сувара говорит другое, чем Агабазар.
Agabazar // 6793.8.4127
2025.01.12 17:53
Agabazar
Эрбина Никитина (07.01.2025 12:43): не оценил по существу труды Антона Салмина о<...> суварах,
Да, необходимо сказать честное и аргументированное слово насчёт трудов А. Салмина.

Этот научный деятель занимается систематическим разрушением обоснованной Н. И. Ашмариным и другими теории булгаро-чувашской этноязыковой преемственности.

Молчание чувашских учёных по поводу этой деятельности затянулось.

Очень сильно затянулось!

Между тем Казанские коллеги и здесь не спят. Все знают, что я не слишком большой поклонник Искандера Ленуровича Измайлова.

Однако он сказал насчёт трудов А. Салмина, а также Д. Мадурова и В. Урукова, чистую правду! Разнёс их всех в пух и прах, и, ещё более образно говоря, «отправил к чёртовой матери»!

О забавных галлюцинациях чувашских историков о сувар-язычниках, Серебряную Булгарию и булгарских монастырях

Это не просто Интернетовская публикация, а часть его, И. Л. Измайлова, научного труда ( Измайлов И.Л Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII – первой трети XIII века. – Казань: Институт истора.ии им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. – 736 с.; 16 с. ил. ISBN 978-5-94981-383-6. )

И. Л. Измайлов пишет только о трёх дипломированных авторах, а тень ложится на всех нас. В первую очередь на чувашских историков.
Agabazar // 6793.8.4127
2025.01.12 18:14
Agabazar
обидно, что и здесь Казанские учёные нас ОПЕРЕДИЛИ. Очень обидно!

Но не только. Кого же Искандер Лерунович назвал «чувашскими историками»? А. Салмина, проживающего в Санкт-Метербурге и москвича Д. Мадурова. А В. Уруков и вовсе не историк. Он — правовед.

Следовало же, конечно же, нам самим разобраться в этими авторами. Но не успели. Нас опередили. Даже Евгений Петрович Михайлов ничего не успел сказать.
Agabazar // 2388.71.1418
2025.01.16 17:46
Agabazar
В последнее время пришлось послушать интервью Элтияра Александрова с учёными Чувашского гуманитарного института, в частности, с филологами и линвистами, в частности, с Эдуардом Евгеньевичем Лебедевым.

Конечно, придерживаются, так сказать, «Ашмаринской» точки зрения, не поддаются Казанскому «шантажу» и «блефу».

Однако есть настораживающие моменты. У «наших» учёных то и дело проскальзывают в разговорах какие-то сомневательные моменты (нотки сомнения). Вот это очень тревожно.

То им кажется, что языковых данных маловато, то ещё чего то не хватает. Понятно, для ученого это, можно сказать, естественно. Но, с другой стороны, чего, собственно говоря, стесняться? Откуда эти колебания, биения, сомнения, перескакиваняи с одной стороны на другую сторону?

Вот, скажем, эпитафийные памятники 13-14 вв. Их — мало??? Но ведь всего 400 (четыреста) штук. Конечно, слова там повторяются от памятника к памятнику. Пишется об одном и том же. Но не копии же они, эти памятники, друг друга! Можно заметить разные формы одного и того же слова, что уже является дополнительной информацией.

Мы против того, чтобы рассатривать прошлое как совокупность множества версий. Ну, есть по разному думающие люди. С этим ничего не поделать. Но что может поколебать Ашмаринское учение о булгаро-чувашской этнической и языковой преемственности? Мы не видим таких сил. Не следует поддваться на провокации. Не все «версии» одинаково полезны.
Agabazar // 1560.99.1253
2025.01.19 15:32
Agabazar
Поскольку Евгений Петрович Михайлов археолог, коснёмся и следующего вопроса.

Эрбина Никитина (07.01.2025 12:43): разве сувары — это миф, и их вовсе не было в Волжской Булгарии?

Уважаемая Эрбина Витальевна, огромное вам спасибо за подсказку правильного ответа. Воистину так: сувары — это миф. Самый настоящий миф. Во всяком случае, в том виде, в каком нам суют их «активисты», они являются мифом.

Спасибо также Андрею Сергеевичу Сараеву, за то что он окончательно открыл нам на это глаза. Ĕрехмет.
Сараев А. С. Кого встретил Ибн Фадлан в ставке булгарского правителя в 922 г.? (к истории обнаружения и интерпретации названия «сувар»/«суваз» в тексте «Записки» Ахмеда ибн Фадлана. // 2023, История народов России в исследованиях и документах. Вып. 10 / [отв. ред. Дж.Я. Рахаев]; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук. М. : Ин-т рос. истории Рос. акад. наук.

А это уже не просто уверения никому не известного Агабазара... Так что, хочешь, не хочешь, с такими вещами придётся считаться.

Причём таких статей у Андрея Сергеевича не одна, а несколько (серия статей и доклад).
Agabazar // 1560.99.1253
2025.01.19 17:06
Agabazar

Итак, сувары — это миф

Но этим дело не заканчивается. Почему? Потому что А-. З. Валиди-Тоган не является первым переводчиком Мешхедской рукописи записок Ибн Фадлана. Да, он перевёл её в 1939 году. Но это не первый перевод на немецкий язык.

Впервые немецкий перевод Мешхедской рукописи опубликовал ещё в 1924 году Йозеф Маркварт («Ungarische Jahrbücher», 1924, В. IV, S. 288 (и так далее.), сразу после обнаружения этого документа в 1923 году тем же Ахмед-Заки Валидовым.

Требует также поправки утверждение Андрея Сергеевича Сараева о том, что купцы-мусульмане никак не могли быть предками чувашей-язычников. Увы, сие утверждение является полной чушью.

Дело идёт к тому, что придётся возвратиться к классической и безупречной трактовке Николая Ивановича Егорова.

По Сараеву, «суварская концепция» является чуть ли не официальной в Чувашской республике.

Но это, слава богу, далеко не так. Она, та концепция, в высшей степени маргинальна.

В общем, у самого Андрея Сергеевича очень сильны, если можно так выразиться, собственные «ментальные проблемы». Ибо почём зря отказывает ранним мусульманам в их возможности-способности перейти обратно к истокам народной веры. И такая мысль у него переходит из одной статьи в другую.

Страницӑсем: 1, 2

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем