В прошлой статье мы рассмотрели не совсем достоверные интерпретации фактов из жизни и деятельности Яковлева.
Вот еще, к примеру, один из самых «любимых» фактов исследователей-яковлеведов – как Ивана Яковлевича лишили должности инспектора чувашских школ. (Сам термин «яковлеведение» по своей непогрешимости смутно напоминает советский «марксизм-ленинизм»).
Вот только несколько примеров описаний этого «гнобления»:
стр. 143: Клеветнические выступления против Яковлева сделали свое дело… В 1903 году он неожиданно для себя получает отставку от должности инспектора чувашских школ.
стр. 42: Царские власти стремились ликвидировать чувашскую учительскую школу еще накануне первой русской революции…
стр. 34: В конце концов, в результате многочисленных нападок на Яковлева со стороны Министерства народного просвещения и Казанского учебного округа, в 1903 году была ликвидирована должность окружного инспектора чувашских школ…,
стр. 21: Вся многогранная деятельность И.Я. Яковлева была направлена на приобщение чувашей к русской культуре, сближение их с русским народом, что давало возможность сохранять и развивать культуру родного народа. Епископ Никандр, напротив, придерживался политики насильственной христианизации и русификации малочисленных народов. На этой почве между И. Я. Яковлевым и представителями местного духовенства, высокопоставленными чиновниками Казанского учебного округа возникло расхождение, приведшее в 1903 году к ликвидации должности инспектора чувашских школ;
с. 189: Именно за разрешение учителям обучать детей в чувашских школах в I-II классах на родном языке он был снят с должности окружного инспектора
с. 276: В 1903 году следствием политического обвинения со стороны учебного округа стало отстранение И.Я. Яковлева от должности окружного инспектора.
А теперь попробуем окунуться в реалии XIX в.
И.Я. Яковлев был назначен исполняющим должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа в 1875 г. (утвержден в должности в 1883 г.).
Во время работы Яковлева в этот округ входили 6 губерний – Вятская, Казанская, Симбирская, Саратовская, Самарская и Астраханская губернии:
Таким образом, от всего населения Казанского учебного округа чуваши составляли 6% (это на конец XIX в., вряд ли в середине этого века было по-другому).
В 1875-1876 гг. этом в учебном округе было всего 4 окружных инспектора. В каждой губернии (кроме Астраханской) было еще по два «простых» инспектора.
Из 4-х окружных инспекторов – двое для инородческих учебных заведений:
с 1867 г. инспектор чувашских школ,
с 1871 г. инспектор татарских, башкирских, киргизских школ.
(Также с 1874 г существовал инспектор татарских, башкирских, киргизских школ в Оренбургском учебном округе и с 1889 г. – инспектор туземных школ Туркестана).
Таким образом, ни один народ не имел своего «собственного» инспектора кроме чувашей! Вот так царизм по-особому относился к чувашскому народу!
Спрашивается, чем это Яковлев так провинился, чего это его так «загнобили», что вдруг в 1903 г. эту должность ликвидировали. Есть такая интересная книжка в Интернете «Списокъ чиновниковъ и преподавателей Казанскаго учебнаго округа, расположенный по мѣстамъ ихъ служенiя. 1888», там кстати и зарплаты представлены. Так вот, там показано, что в Казанском учебном округе имеется два окружных «просто» инспектора и один для чувашей – И.Я. Яковлев. Для татар, башкир и киргизов – нет. В каждой губернии есть еще свой один директор и свои инспектора, например в Казанской губернии их 6 человек, в Симбирской – 5, к тому могли быть и уездные инспектора.
Вот представьте, по всей России такая система для всех народов – окружной инспектор, губернский инспектор, уездный инспектор. И вдруг совершенно отдельно – чувашский инспектор.
Почему это у чувашей такая привилегия, что почти 30 лет только этот один-единственный народ России имел собственного инспектора? Разве не прав был чиновник, когда в 1903 г. опасался, что «существование инородческой инспектуры поддерживает в местном инородческом населении сознание обособленности этого населения от русского по самому устройству школ…» (по сути, конечно, по чувашам – зря опасался).
Вот чтобы вы делали на месте Министерства просвещения?
Е.В. Енькка, 31.07.2023.
Agabazar // 3251.22.8248
2023.08.01 17:46 | |
![]() |
|
Agabazar // 3251.22.8248
2023.08.01 17:55 | |
![]() |
В 1903 году должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа была ликвидирована по абсолютно понятной причине.
Никак не потому, что у властей лично к И. Я. Яковлеву появились какие то претензии. Но Иван Яковлевич всё же лишился своего важнейшего поста. Понятно ли это было властям? Конечно. Именно поэтому они решили компенсировать потерю чем-то другим. Вот этим «чем-то» оказался титул действительного статского советника (1904). |
Первым инспектором чувашских школ Казанского учебного округа был Николай Иванович Золотницкий. Почему его поставили? В каких обстоятельствах это было проделано?
Елена Енькка признаёт, что был ещё инспектор татарских, башкирских, киргизских (т.е. казахских) школ. В то время мусульманские тюркские народности не слишком отделяли друг от друга. Все они, с точки зрения царской власти, были как бы «на одно лицо». Пользовались одной «мусульманской» (она же старотатарская или тюрки) арабографичной письменностью.
О письменности «тюрки» (старотатарская...) смотрите статью Николая Ивановича Егорова в электронной чувашской энциклопедии.