Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +23.3 °C
Пӗр хулӑ хуҫӑлать, пин хулӑ хуҫӑлмасть.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: В. Соловьев: «Дальнейшее их преследование есть зло...»

Виталий Станьял19.01.2022 12:011972 хут пӑхнӑ

Выдающийся русский мыслитель, критик и философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) опубликовал в 1897 году в газете «Русь» небольшую статью «О русском языке» в цикле двух десятков «Воскресных писем». Начинается она так: «Недавно в «Новом времени» мне было приписано странное желание, чтобы народы Российской империи читали Пушкина «не на русском языке, а на языках: чувашском, мордовском, калмыцком, армянском, малорусском, белорусском и т.д.».

В.С. Соловьев в статье пишет, что «можно насильно принудить наших инородцев изучать в школах литературный русский язык. Но читать Пушкина так, как он того достоин и как он сам желал, чтобы его читали, — можно только добровольно»... Читая это через более чем целый век, поражаюсь уму и смелости русского философа в тот оголтелый век имперского шовинизма. Не хочется слышать соловьевские слова о «бескультурных» народах, но в то время в российской прессе об инородцах писали намного брезгливее и унизительнее! Соловьев, сын видного историка-профессора, не из колоды дворянских притеснителей и царских чиновников, предвидел желания и возможности инородцев, с уважением относился к их действиям, полностью разделял восклицание гуманиста Константина Аксакова «Да здравствует каждая народность!».

Приведу длинную цитату из его статьи: «Мы что-то не слыхали до сих пор, чтобы мордва и чуваши стояли за свои языки и противились естественному для бескультурных народов процессу обрусения. Но как только явятся искусственные и насильственные обрусители, как только будет запрещено говорить и печатать книги по-чувашски и мордовски, как только станут принуждать этих инородцев к знанию русского, и только одного русского, языка, — так уж нужно быть готовым к возникновению чувашефильства и мордвомании с новыми национальными литературами, представители которых, по мнению местных энтузиастов, наверное, затмят Пушкина и Гоголя. И что являются новые литературы вследствие насильственного обрусительства — это, конечно, хорошо: это — добро, всегда извлекаемое Провидением из человеческого зла. Но раз под давлением насильственного объединительства укрепились местные языки и возникли местные литературы, дальнейшее их преследование есть зло, избавление от которого было бы бессовестно и бессмысленно возлагать на одно на Провидение, — зло взаимной вражды и обиды.

А справедливое отношение, казалось бы, так же ясно, как то, что два больше одного и что умственное богатство предпочтительнее скудости.

Привязанность к местной родине так же мало препятствует патриотизму, то есть преданности общему отечеству, как в правильной семье любовь к матери не мешает и не соперничает с любовью к отцу».

Разве не прав русский философ? Очень даже прав, как будто писал в назидание современным деятелям министерств образования.

Владимир Соловьев, преподававший в Петербурге и Москве, знал инородцев, представителем местных энтузиастов из чуваш, конечно, считал педагога Ивана Яковлева. Соловьева читал студент философского факультета университета А. Шанявского Метри Юман. Философ много внимания уделял национальному вопросу, учил инородческих студентов. «Но разве невольное слияние есть лучшая форма единства, всегда и во всем предпочтительная отчетливому, сознательному согласованию»? Велик был человек и мог сказать правду в то тухлое время жандармского царизма, мог писать «Россия через сто лет» и обратиться «к патриотизму размышляющему и тревожному»...

В статьях о двуязычии приходилось цитировать Владимира Соловьева, но публиковать его высказывания наши редакторы боялись («в книге «Русские писатели о чувашах» Соловьева нет, значит, молчим...»). Нестареющие мысли философа и сегодня недоступны гонителям национальных культур и так называемым интернационально незрелым работникам.

Насильному обрусению ныне — тихо в рукава — сопротивляются учителя, часть интеллигенции (как ни странно — не писатели!), все ещё имперское гнут чиновники министерств, управлений и школ. Здорово прокрутила власть с федеральными государственными образовательными стандартами: отодвинули Горького и Фадеева — включили в программу литературы Солженицына и Северянина, на место Есенина и Рубцова — Бродского, Мандельштама... Часы на региональные дисциплины урезаны или их вовсе нет, вместо чувашской литературы и культуры во многих учебных заведениях «инородцы» параллельно еще раз изучают русскую литературу как родную. Национальные школы для одаренных детей закрыли. Об этом не раз писали, об открытии чувашских детских садов в родных городах и селах постоянно шумят на «Чувашском народном сайте». Об истинном положении в образовательной системе подробную информацию должны давать управленцы народного образования (их сейчас в чебоксарских конторах полным-полно!). Пока они и журналисты прикрываются разговорами о строительстве зданий, о качестве детской пищи. Но лихолетия доказали, что не всегда только быт управляет сознанием!

Русская литература нам давно не чужая, но от родной словесности отбрасывают нас — не побоюсь этого утверждать — явные враги спаянности многонациональной России. В раздорах мафиозных кланов и денежных элит не языки и культуры разных народов виноваты! Не сомневаюсь, что чуваши из-за литературы волноваться на площадях не будут, нормально освоят русский, английский, китайский и другие нужные языки, и лучшая часть нации твердо сохранит материнский древний язык, литературу и культуру, пронесенные через тысячелетия жесточайших времен. Так было — так будет до конца Земли.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Вулакан // 2269.63.6259
2022.01.19 13:50
Солженицын, Северянин, Мандельштам, Бродский - вӗсем те классиксем.
Agabazar // 2873.63.9902
2022.01.19 16:44
Agabazar
Топровольнăç тени хальхи вăхатра чăвашшăн савăнмалли сăмахах мар.
Микула // 1077.37.9691
2022.01.19 19:42
Ҫынна "инородец" тесен малалла ӑна патриотизм пирки пӗр сӑмах та ан шарлӑр. Уйрӑмах "патшалӑхатытсапыраканнисем" тата ыттисем тесе пайланӑ хыҫҫӑн .
И кто вам сказал что " из-за литературы волноваться на площадях не будут" ? Всему свое время. И учебные программы для школ пишут не "мафиозные кланы и не денежные элиты",а совсем другие люди.
Новые ФГОС для основного общего образования содержат значительно больше патриотических установок, особенно в контексте формировании у детей представлений о значимом международном положении России.ФГОС указывают, что по итогам освоения программы выпускник должен уметь аргументированно объяснять проведение в отношении России «международной политики «сдерживания».
Микула // 1077.37.9691
2022.01.19 20:14
Наберите "русский мир" , может поймете кто пишет стандарты образования , почему столь успешна наша внешняя политика и куда уходит значительная часть прибыли от продажи ресурсов. К примеру цитаты ,изборский клуб. (((Большая русская нация. Единственной реальной основой Русского мира является русская нация, понимаемая в широком смысле как большая русская нация, состоящая из основного численно преобладающего ядра, а также разных субэтносов и субэтнических групп, русифицированных полностью или в большинстве их состава.(((При этом нужно сделать вывод из недостатков конструкции предшествующих имперских государств Российской империи и СССР, и возводить империю именно на твёрдой основе русского национального государства и русской национальной элиты, будь оно даже в ситуации, например, строительства государства в Новороссии или Белоруссии. Лучше построить две или три Украины, одна из которых будет твёрдо русским государством, чем объединяться в чужое титульное государство ...)))
Микула // 1077.37.9691
2022.01.20 12:08
Этап новой империи Русского мира. Мы находится на рубеже формирования большой русской нации и борьбы с конкурирующими сепаратистскими проектами (украинский, белорусский) к новому, четвёртому, имперскому этапу, который должен окончательно и положительно решить русский вопрос и объединить русский народ в зрелую нацию, решив следующие стратегические задачи:

Построение национального имперского государства во главе с национально мыслящей элитой.
Преодоление разрозненности субэтносов русской нации, создание единого государства-империи.Журнал «Изборский клуб» 2016 № 3
https://izborsk-club.ru/9435
Микула // 1077.37.9691
2022.01.20 12:25
Клуб пирки кӑштах кунта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1
Vladimir_Nikolaev // 3188.50.8992
2022.01.20 12:31
"Клуб" - написан более полсотни лет назад, вряд ли стоит к нему возвращаться, тепер все изменилось.
Микула // 1077.37.9691
2022.01.20 12:46
Клуб живет , здравствует и создан совсем недавно. Посмотрите на политику- что внутренняя ,что внешняя все как "в клубе" написано. Бесконечные передачи о политике на всех центральных каналах все как хотели члены клуба. Дажа погода "русская равнина","русский юг" и "русский север".
Vladimir_Nikolaev // 3188.50.8992
2022.01.20 14:54
Микулаю: я думал Вы имели ввиду мой рассказ "Клуб" на сайте Проза. ру . Прошу извинить.
Agabazar // 2615.59.5216
2022.01.21 17:35
Agabazar
Вырăссене ăс пама вырăс форумĕсене кайсан аванрах мар-и сана?

Пирнешкел чăвашсемшĕн эс ытлашши ăслă. Ытлашши ăслисем пире кирлĕ мар.

Страницӑсем: [1], 2

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ

Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.


Orphus

Баннерсем

Шутлавҫӑсем

 
Сайт пирки | Пулӑшу | Статистика
(c) 2005-2018 Chuvash.Org
Сайтри материалсене (ытти ҫӑлкуҫсенчен илнисемсӗр пуҫне) CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0 лицензипе килӗшӳллӗн усӑ курма пулать. Сайтпа ҫыхӑннӑ ыйтусене кунта ярӑр: site(a)chuvash.org