В 2018 году на городище "Большая Таяба" в Ялчикском районе Чувашской республики проводились археологические раскопки.
В связи с этим на какое-то мгновение как бы ещё раз актуализировались проблемы так называемого суваризма.
Почему же?
Причин несколько. Однако мы поговорим пока только касательно одной из них.
Булгарское городище X-XIV вв., которое находится возле села Большая Таяба, в некоторых, так сказать, кругах, называют Аял-Сувар.
На чём это основывается? Каков источник? Неужели испокон веков так называли городище местные и другие люди?
Нет, это не так.
Не хочется обвинять уважаемых людей в подлоге. В придумывании и некорректной подаче материала тоже не будем спешить подозревать. Что же делать, слаб человек, и на старуху бывает проруха.
Итак, будем выражаться предельно осторожно. Наверное, это понятие (Аял-Сувар) действительно кто-то мог услышать именно среди "простого народа". От какого-то местного человека.
Да. Но, если так, это произошло совсем недавно. В "сверхновейшее время". Предположим, что это и в самом деле так.
Мы живём в более-менее просвещённое время. Все люди в своё время топают в школу, смотрят телевизор, ходят на концерты, пользуются Интернетом, читают газеты, журналы, книги.
И среди людей обязательно могут найтись такие, которые что-то слышали насчёт Сувара. Представим себе, что таких людей 100 человек.
Из этой сотни некоторым, скажем, десяти персонам, вдруг может прийти в голову мысль связать старинное городище с этим "Суваром". Ведь нет ничего проще: взял — да и связал! И — дело сделано! Кто-то подобную местную выдумку может записать и выдавать за "исторический источник".
Ну, не не серьёзно же это!. Но, в принципе, такого рода сказания тоже интересны. Они тоже о чём-то говорят. В частности, в какой-то мере могут свидетельствовать об умонастроениях НЫНЕШНИХ людей. Но не более того.
В поисках того, откуда появилось это понятие "Аял-Сувар", мы непременно приходим к следующему:
25 ноября 2011 года в Чувашском государственном институте гуманитарных наук прошла научно-практическая конференция «Суваро-булгарские памятники на территории Чувашии: проблемы исследования и реконструирования». Организаторами конференции стали Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Фонд историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова, Фонд «Сувар», Союз краеведов Чувашии. [...] С докладами выступили:[...] 5.Балтаев Н.М., заслуженный художник Чувашской Республики, доцент Института культуры и искусств. Из опыта создания этнокультурных парков «Сувар» и «Городище Аял Сувар» (Б. Таяба).
Вот оказывется откуда растут ноги!
Обратите внимание на год — 2011. То есть всего лишь семь лет назад! Никакая это не "седая древность".
Надо отдать должное археологам, которые в 2018 году проводили раскопки. У них хватило ума не использовать это, фактически выдуманное, словечко.
В электронной чувашской энциклопедии тоже оно совсем не используется. И слава богу!
Бережёного и бог бережёт.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.