Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +11.3 °C
Выльӑх-чӗрлӗх алла пӑхать.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Микула: Принуждение или «добрая воля» народа?

Микула23.08.2018 13:3829291 хут пӑхнӑ

Князь А.М. Курбский на страницах "Истории о великом князе Московском" заметил что Горная сторона признала царскую власть поневоле "яже хотяще и не хотеше покоришася". Клерь Троицко-Сергиевой обители Адриан Ангелов вторит ему "и видавши нечествии,яко таково утеснение николи им бывше никогда же,и начаша многие приезжати к воеводам и бити челом...". Во время переговоров с казанцами на их просьбу "вернуть" Горную сторону было сказано "понега государь Божиим милосердием да саблею взял до их челобития".

Очевидцы весьма однозначно оценивают события тех времен, чего нельзя сказать об историках советской эпохи. По замечанию историка А.Г.Бахтина "обоснование добровольного и мирного присоединения к России нерусских народов призвано было выполнить важную идеологическую задачу в деле единения народов СССР". Допускалась лишь одна,официальная,точка зрения,без всякой альтернативы.

Концепция "мирного и добровольного" вхождения вступает в острое противоречие с "официальной" точкой зрения летописцев середины 16 века. Относительно "мирное " и относительно "добровольное",но без доброй воли самого народа?

В Никоновской летописи сказано что изначально Горная сторона лишь "просила царя Шигалея на Казань,а хотели итти на Казань и царя (Сафа Гирея) с Казани сослати". Ни о каком добровольном вхождении тогда речи не было .

Во время строительства Свияжска был дан приказ "воевать и пленить горные черемисса и нижня". В 1523 году происходило то же самое ,во время строительства Васильсурска было велено : "воевати и пленити Казанские места и по луговой стороне и по горнеи".

Подобным образом обезопасили строительство форпоста и принуждали местное население к покорности.

У жителей Горной стороны тогда остался лишь один путь — присягнуть на верность московскому царю: "начаша к царю (Шах-Али) и воеводам приезжати и бити челом,чтобы их государь пожаловал,гнев свой им оддал,а велел бы им быти у свияжского города и воевати их не велел".

Историки могут по разному оценивать события тех времен,но из летописей "слов не выкинешь". В них ясно сказано- чтобы "воевати их не велел". Вот она- правда. Горная сторона полностью была занята войсками и сорок тысяч "гораздых к луку стрельцов" чуваш и черемисс не в состоянии были выстоять против 150 тысячного войска,вооруженного огнестрельным оружием,пушками и пищалями.

Оказавшись в сложной ситуации, левобережные чуваши, "чюваша Арская", предприняла отчаянную попытку переворота в Казани. Любой ценой надо было согласиться "формально", как и раньше бывало ,на ставленника Москвы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? (Шиг-Али)» Пришли на царев двор, и Крымцы Кощак-улан с товарищи с ними билися и побили Чавашу». Близ ханского дворца произошел бой: крымцы одолели, а потерпевшие поражение чувашские князья и мурзы выехали из Казани в Свияжск. "Крымская партия" потерявшая доверие чуваш и чувствуя нарастающее недоверие горожан решила бежать.

Видя весь народ волнуем на себя, и яко хотели его убить, — писал казанский летописец XVI века, — Кучук испросившись у казанцев якобы собрания ради воинства… собравшись со своими татары, взяв с собою брата своего, и жену, и два сына, побежал в Крым». 16 августа 1551 года Шиг-Али уже в третий раз занял ханский престол,но ненадолго. Шиг-Али проявил свой нрав, за который уже дважды изгонялся казанцами, « их убивает, и грабит, и жен их и дочерей емлет сильно». За два дня резни в городе было убито семьдесят видных горожан. 6 марта хан обманом, собираясь будто бы на рыбную ловлю, выехал из города со множеством знати и вывел из Казани всех стрельцов, составлявших его охрану и бежал в Свияжск.

Правобережные чуваши и черемиссы , вместе с бежавшими из Казани противниками "крымской партии" надеялись что войска,как и раньше бывало, в скором времени уйдут, если ханский престол займет московский ставленник ,но Щиг-Али показал трусость,а казанцы недальновидность. Действия казанской знати и духовенства оказались как нельзя более выгодны Москве. Слишком богата, слишком «угодна» была «под райская землица» Казанского ханства, чтобы мирным соединением его с оставить значительную часть владений в руках местных князей и мурз.

«Хотя бы таковая землица угодная и в дружбе была, — писал дворянский публицист Иван Пересветов, — ино было ей не мочно терпети за такое угодие».За войну выступало и купечество. Казань перекрывала важнейший торговый путь между Европой и Азией.

Народ Горной Стороны при малейшем ослаблении давления показывал "непослушание великое" часто переходил на сторону Казани: "все изменили Горные люди". Рать Микулинского-Пункова совершила скорый поход от Свияги вниз по Волге, по чувашским землям. Сторожевой полк Петра Серебряного разгромил собравшихся, и многие чуваши вновь принесли присягу на верность . Затем Шуйский водил рать «на достальных» чувашей: они «все государю добили челом и приложились к Свияжскому городу».

Чтобы спасти ситуацию Ивану 4 пришлось пойти на значительные уступки правящему сословию Горной стороны.В течение лета делегации ездили в Москву, где их задаривали подарками, подкупая перед решающим наступлением. “Горние же люди, - рассказывают летописцы,- ездили ко государю во всё лето человек по пятисот и штисот, а государь их жаловал великим жалованием, кормил и поил у себя за столом, князей и мырз и сотных казаков жаловал шубами з бархаты, з золотом, а иным чюваше и черемисе камчаты и атласные, а молодым однорядки и сукна и шубы белии, а всех государь пожаловал доспехи и конми и денгами”.

Царский курс на одаривание "нарочитым людям" т.е. знатных ,принес свои плоды. Ценные подарки и пожалования должны были обеспечить лояльность местной элиты,державшей под контролем остальное население.

По приказу царя "всю Горную сторону приведше к правде" велено было отправить на штурм Казани. Чувашско-черемисские войска форсировали Волгу и вступили на Луговую сторону.( "знание судоходства" у чуваш и искусство военного дела "лучшие стрельцы в войске казанского ханства" отметил Герберштейн в своей книге "Записки о Московии")

На Арском поле под Казанью чувашская рать билась с казанцами и заставила их отступить в город. Только благодаря артиллерии из Казани атаку сумели остановить . Царю было должено- "горные люди служили исправно".

В свою очередь последний из ханов ,Едигер совершил много ошибок. Хан Едыгер постоянно колебался между русскими и татарами. Он выехал из Астрахани в 20 лет на русскую службу, затем порвал свои связи с Россией и ушел в ногайские степи. Казанцы призвали его своим вождем в борьбе за независимость, но в решительную минуту он показал себя не с лучшей стороны , отказался разделить участь казанцев. Он сдался в плен и спас этим только себя. Призванный на ханство Едигер и посаженный на престол Шиг -Али уже не смогли исправить положение в ханстве.

Без Горной стороны сделать это было невозможно. Сорок тысяч "гораздых к луку стрельцов" присягнули московскому царю,как и часть казанцев. Экономически Казань проигрывала Москве. Волжская Ярмарка была перенесена под Нижний Новгород и без денег Горной стороны невозможно было призвать "лучших" ханов и нанять ногайскую конницу. В Казани в ходу были " московские деньги" и своих денег не чеканили. Рано или поздно Казань бы подчинилась Москве. Экономика, в конечном счете, побеждает любую армию. Чуваши Горной стороны и чуваша Арская,в то время, поняли это раньше чем казанская аристократия. Была возможность присоединения в качестве автономии всего Казанского ханства , с минимальными потерями для всех сторон. Была возможность создания двуединого государства наподобие Австро-Венгрии,но казанская аристократия,состоявшая из представителей многих народов как всегда пыталась "отсидеться" и постоянно устраивала дворцовые перевороты. Начавшаяся гражданская война в ханстве между разными группировками привела к потере поддержки со стороны чуваш, самого крупного народа "юрта" , что и предопределило судьбу Казанского ханства.

Самое раннее летописное упоминание чувашей под 1521 годом в Типографской летописи, составленной в XVI веке "Казанский сегить и вси князи Казанскиа и Татаровѣ и Мордва и Черемиса и Чюваши и всии люди Казанския земли измѣнили великому князю и взяли собѣ на царство Крымскаго царевича Саапъ Кѣрѣя, а посланнаго великимъ княземъ царя Шаагалия с царства збили". Как видно из летописи все" князья Казанские" это не только татарские ,но князья "Мордва, Черемисса и Чюваша". Чюваша в данном случае уже название народа -этноним,а не только соционим.

После того как престол занял Сафа Гирей противоречия между казанцами и крымцами постепенно обострялись, а многие представители оппозиции перешли на службу Ивану IV. В мае 1541 года «Булат-князь и вся земля Казанская» тайно прислали в Москву своих представителей и просили направить к Казани русские рати. Посланцы говорили: «А от царя ныне казанским людем вельми тяжко». Казанский летописец под 1546 годом писал: «Воста в Казани в вельможах и во всем народе, и во всем люду казанском смятение великое; воздвигоша бо крамолу, все соединившися болшие с меншими, на царя своего Сапкирея и свергоша его с царьства, и выгнаша ис Казани со царицами его, и мало не убиша». 13 июня 1546 года в сопровождении московского военного отряда во главе с князем Д. Бельским в Казань прибыл Шах-Али,но уже через месяц под угрозой заговора он бежал в Москву. При поддержке ногайских татар ,после семидневной осады,в Казани вновь воцарился Сафа-Гирей.

Все, кто не встал открыто на его сторону были истреблены. Оставшиеся в живых ушли в Москву, где были приняты на службу и использовались в борьбе против Казани. Среди них много было представителей Горной стороны. Чуваши и черемиссы и их князья приняли сторону Шиг-Али и опасаясь репрессий со стороны Сахиб Гирея в очередной раз попросили "направить к Казани русские рати".

Вот она причина "призвания" русского войска-для изгнания "неугодного" хана и воцарения "угодного" Шиг-Али. О вхождении и о присоединении в 1547 году переговоры не велись . Сафа-Гирей получил в свое распоряжение ногайское войско во главе с сыном Юсуфа, Юнусом-мурзой, обещав самому Юсуфу владения Казани на горной стороне Волги, а его сыну - быть "на Мангитском месте Князем" и "Мангитские доходы" в Казани,но вскоре поспешил отказаться от всех своих посулов ногайцам. Таким образом выясняется,что версия о восстании чуваш из-за желания хана передать Горную сторону ногайцам не подтверждается.

После смерти Сафа-Гирея (1549 г.) крымская партия ,во главе которой стоял царевич Кучак,возвела на престол двухлетнего сына Сафа-Гирея и Сююнбике Утемиш-Гирся, а царицу Сююн-бике, дочь Юсуфа, провозгласили правительницей. Кучак не сумел наладить отношения и с ногайской родней Сююнбике, которая настаивала на выполнении обещаний Сафа-Гирея. Юсуф, со своей стороны, как отец Сююнбике, предлагает московскому государю свой план. Согласно его плану, казанское правительство должно было порвать с Крымом, посадить на престол московского ставленника Шиг-Али, выдать за него Сююнбике и поставить Юсуфа "на магнитском месте" князем в Казани. Однако московское правительство приступило к окончательному покорению Казани с помощью военной силы.

Чтобы не говорили историки о значении "присоединения ",но современники тех событий утверждали "понега государь Божиим милосердием да саблею взял до их челобития".

Челобитие было вынужденной мерой после того как Иван 4 Горную сторону "саблею взял".

В советское время было принято писать о том, что "чуваши в казанском ханстве испытывали национальный гнет" и их "заставляли принимать ислам" . Делали вывод что народ всегда "мечтал" избавиться от ханства, но это не так.

Казанское ханство — феодальное государство в Среднем Поволжье (1438 — 1552), выделилось из Золотой Орды. Сложилось из территорий Болгарского, Джукетауского, Казанского, Кашанского и других княжеств. Основатель Улуг-Мухаммад…

Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1998.

Улу-Мухаммед (? — 1445), хан Золотой Орды (1426), основатель Казанского ханства (1438)…

Краткая Российская энциклопедия. — Москва, 2003.

О приходе Улуг-Мухаммеда в Казань говорится: "И ради ему бысть изо оставшихся от плена худыя болгары. И молиша его казанцы быти ему заступника бедам их, и помощника от насилия, воевания рускаго, и быти царьству строителя, да не до конца запустеют, и повинишася ему". "Казанская история" сообщает о 3 тысячах татар , а Никоновская летопись информирует, что "...худое оно малое безбожных воинство... Татар было тогда добре мало".

А если учесть уход части татар на территорию образованного позднее Касимовского ханства, то станет ясно, что татар было мало. Если не считать татарами тех воинов, что были набраны в войско уже на территории Среднего Поволжья. Из «записок» Герберштейна: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки...»

Однако нельзя и занижать роль переселенцев "от Златыя Орды, от Асторохани, и от Азова и от Крыма..."

Их пассионарности приводит к качественному изменению, трансформации болгарского этноса в XV — первой половине XVI века и образованию в составе ханства многочисленного чувашского этноса . Нельзя считать Казанское ханство "только государством предков казанских татар". Казанское ханство было государством предков чувашского народа и остальных народов Поволжья,в том числе и переселенцев.

Казань сама в то время платила дань татарам Ногайской орды и Нукратским татарам.

Историк Карамзин Н.М. писал в 19 веке: "Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей" . Историк В.Н.Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Западноевропейские путешественники 17 века Гакстгаузен и Олеарий высказываются в том смысле, что казанские татары не ордынские татары, потому что в их быте не сохранилось следов родства с последними. В немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, татары не упоминаются. Например, в челобитной «всей Казанской земли», поданной в 1551 г. Ивану IV, фигурируют лишь «чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары». Историк Р.Н.Степанов обратил внимание на это: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами .С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX – начала XX вв.

Чуваши в казанском ханстве не могли испытывать "национального и религиозного гнета" со стороны татар . Большинство чуваш сами были мусульманами как и большинство казанской аристократии . Призванные ханы, с малыми дружинами , чаще выполняли лишь номинальную функцию. Всякую попытку "ордынцев" закрепиться на казанском престоле встречал неминуемый решительный отпор со стороны местной аристократии. Когда "свои "сил были недостаточны для этого прибегали к "союзу" с Москвой. При попытке закрепления у власти "московской партии" соответственно призывали на ханство крымцев или ногайцев.

Такая политика применения "противовесов" позволило просуществовать казанскому ханству в течении столетия. Местная аристократия да и "вся казанская земля" всячески пыталась сохранить независимость и прибегала лишь к "временному союзу" с Москвой или с ордынцами. При малейшей возможности возвращала свою независимость, но в 1552 году все зашло слишком далеко. Ногайского или крымского "противовеса" создать не удалось. Ногайский хан был подкуплен. Турецкий султан опасаясь усиления крымского влияния в Казани не стал вмешиваться и должной помощи из Крыма не последовало. В свою очередь возросшая экономическая мощь Москвы позволила создать многочисленную военную коалицию против Казани. В составе штурмующих Казань самих татар было чуть ли не половина войска,по некоторым данным около 60 тысяч, мещеряки – 5 тысяч ,черкасс – 10 тысяч , наемники немцы, поляки и англичане – 10 тысяч человек.

Какие выводы можно сделать из вышеприведенных фактов и цифр?

Казанское ханство не было "осколком" орды,а было продолжением Волжской Болгарии. Как и в далекие времена (13 век) оказалась между двумя силами- Ордой и Русью,пыталась лавировать между ними,но в результате пала под натиском превосходящих сил. История 13 века повторилась в 16 веке.

По большому счету людей интересует их настоящее и будущее ,а не "плачь" по тому что было несколько веков назад, но уроки истории надо знать и помнить.Мы оборачиваемся назад и видим последствия . Для чего ? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем. История анализирует прошлое, оценивая причины, помогающих понять события происходящие сегодня.

Сегодня неотделимо от вчера. Все народы живут историей,ведь мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах с культурами, унаследованными с древних времен. История,как коллективная память ,делает нас народом.

Народы, как и их языки, всегда боролись за свое существование. И будут бороться. Сейчас мы боремся с глобализмом космополитическим .Ирландцы и шотландцы говорят на английском, но считают себя не англичанами. У нас же наблюдается снижение интереса к этническим языкам и вызвано это законами и документами. А это результат насаждения. Вспомните "хотяще и не хотеше". Чувашский язык перестали изучать в училищах, колледжах и техникумах.В большинстве городских детских садах занятия по чувашскому не ведутся. Даже сельские детские сады настойчиво переводятся на русский язык.

В таких условиях,особенно городских, невозможен процесс передачи родного языка от родителей к детям (только в порядке исключения). Ведь для этого недостаточно семьи ,а нужны группы ,где дети могли бы использовать родной язык. Такими группами могли бы быть детские сады с родным языком воспитания,но таковых в городах Чувашии нет. Хотя Конституция Российской Федерации дает право выбора языка воспитания и обучения.

Конституция РФ предусматривает, что республики, входящие в Российскую Федерацию, вправе устанавливать свои'государственные языки; эти языки употребляются в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ.В Конституции сказано, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст.68). Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации.

Элементарно ясно, что чувашский язык нужно преподавать и изучать с 1 по 11 классы как государственный язык Чувашской Республики. Элементарно ясно,что в городах Республики должны быть детские сады,с родным,с чувашским языком воспитания и обучения.

Петр Федотов (из письма Главе Чувашской Республики): "Обучение на чувашском языке приближается к нулю, что не согласуется с патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Они хоть и дети, но соображают, что это не справедливо, не отвечает требованиям морали дальнейшего сохранения и развития чувашского народа и процветания великой страны... Герои Советского Союза мокшанин М. Девятаев, татарин М. Джалиль, чуваши министр П. Дементьев и космонавт А. Николаев учились в школах на родном языке, родной язык вложил в них любовь к Родине... Нельзя повторять опыт послесталинского периода 1961-1991 годов с исключением национальных школ из учебно-воспитательного процесса, который породил многочисленные трагические последствия и закончился коллапсом для СССР".

Виталий Никитин:" Потемкинские деревни строятся легко, и их "строители" награждаются а проблемы затушевываются.

Вот один из фактов. В сельских школах в 1-4 классах на чувашском языке изучаются предметы "Тӑван тавралӑх" (Окружающий мир) и "Математика". Остальные предметы изучаются на русском языке. Министерство образования и науки РФ чувашскому языку поставило настоящую преграду, утвердив Всероссийские проверочные работы для четвертого класса. Работы едины для всей страны, контрольные задания написаны на русском. Федеральное ведомство не разрешает переводить задания. Если ученик математику и окружающий мир изучал на чувашском языке, то много ли у него шансов выиграть поединок с Министерством образования России? Конечно, нет. Куда деваться родителям? Вот и делают мамы и папы свой выбор не в пользу чувашского языка. Думаете, из-за нелюбви к материнскому языку?"

Чувашский язык сегодня стоит на грани исчезновения. Многочисленные концерты,конкурсы и пляски ,радио и телевидение, по большому счету являются лишь ширмой, призванной скрывать наступление необратимых последствий. Ответственные лица продолжают делать вид что все хорошо,все идет по плану. Не сомневаемся что все идет по плану, только вот почему то "глас народа" не хотят слышать. Не видно доброй воли народа. Больше смахивает на принуждение к отказу от родного языка в пользу государственного. Все дороги перекрыты ?

По большому счету ,элита о языковой ситуации предпочитает молчать. Причину молчания можно понять из истории 16 века,когда царь Иван в своих целях задабривал правящую элиту. Как и прежде, "щедрые подарки и привилегии нарочитым людям" действенны , и сегодня делают свое дело.

"Лакмусовой бумагой" языковой ситуации должен стать факт присутствия или отсутствия в городах Чувашии детских садов с родным языком воспитания . Отсутствие таковых следует воспринимать как нарушение Конституции РФ и игнорирование прав на выбор языка обучения и воспитания ?

"Хотяшя и не хотеше" или "добрая воля народа" ? "Языковой вопрос" все чаще и чаще заставляет нас искать ответ в историческом прошлом.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

2018.08.29 05:54
Сасартăк нимĕн те пулмасть, Турăн ун пек ирĕк çук. Чăннипе вара, Казанское ханства вăйпа илни никамшăн та вăрттăнлах мар, уна совет Союзĕ вăхăтĕнчи историре те çапла çырнă. Чăвашла вĕрентменнине çынсем хăйсем айăплă, пире чăваш чĕлхи мĕн валли кирлĕ тесе чăваш ачисемпе амăшĕсемпе ашшĕсем кăшкăрмаççĕ-и? Мĕншĕн çуккине пур туса лармалла? Е сиртен хăшĕ-тăр депутата суйланма васкать-и? Чăваш Ен культура министерствинчен çыру илни тăрăхах курăнать: чăваш енре пĕтĕм проблема Акапасар йышшисен пуçĕнче
Agabazar // 1671.80.9935
2018.08.29 12:13
Agabazar
Сасартăк мар пулсан, майĕпен улшăнса пыр. Анчах та эс, авă, апла та улшăнасшăн мар-ха.
Акă, вăхăт çитет те, эс те, эп те, Путин та тÿнсе каятпăр, месерле патшалăха ăсанатпăр. Вара кун пекки пулмасть тетĕн-им? Сасартăк пулса иртет ку.
Казанское ханство мар, Хусан ханлăхĕ теес пулать. Чăвашла калаçма вĕрен, "писсаччĕл".
Историографи пирки куçкĕрет суян, Хусана та "чăн та" вăйпа илни пирки сÿпĕлтетен. Аха, Берлина та "чăн та" вăйпа илнĕ тит çав. 1945-мĕш çулта. Суя мар. Совет саманинче те "тĕрĕс" çырнă.
Чăннипе вара ханлăх пирки мар, халăхсем пирки каланă статьяра. Чăвашсем ирĕклĕн Хаяр Иван "хÿттине" кĕнĕ имĕш.
<br>Чăвашла вĕрентни-вĕрентменни пирки 100% хăвашшистла ăнлантарам пекки тăван. Вырăссем чаплă та — çавăнпа вырăсла вĕренеççĕ имĕш. Чăвашсем начар та — çавăнпа чăвашла вĕренмеççĕ имĕш. Чăннипе вара чăваш вырăсран пĕр шит те кая мар. Мăйракаллă шуйттан мар чăваш. Ытти çынсем пекех вăл.
Эс ху та чăваш вĕт? Хăвна вырăсран катăкрах пек туймастăн вĕт? Е туятăн-и?
Agabazar // 3033.17.5681
2018.08.29 14:41
Agabazar
Микула: Какое правило ? Правило вранья ? Правило противоречащее гуманитарным законам или педагогической науке ?

Мĕн кăшкăран, Микула? Ху каланă шухăша çеç çирĕплететĕп вĕт! Тепĕр хут:
Цитата: <<В таких условиях,особенно городских, невозможен процесс передачи родного языка от родителей к детям (только в порядке исключения)....>>

только в порядке исключения... Исключения, которое только подтверждает правило.
2018.08.29 14:49
Владимир Изачак
В целом, интересная статья, но оставляет двоякое впечатление. Начало и середина - глубокий исторический экскурс и далее, концовка: дескать, необходимо организовать детсады и обучение детей в школах на чувашском языке в обязательном порядке. Для всех детей, невзирая на национальности их родителей? Так доказать равноправие "государственных" языков?
Это мы уже слышали. А кто мешает организовать такие детсады Вам или кому другому? Выступите с инициативой, организуйте частный детский сад. Кто Вам запретит?
Понятно Ваше стремление поддержать свой родной язык. Но... А как быть в той же Башкирии, где второй "государственный" язык, естественной, башкирский, а чувашская диаспора превышает 140 тыс. человек? Обязательно обучать их башкирскому?
Не буду касаться других регионов с их сложностями.
И еще. Мне непонятна конечная цель статьи. Если мы, чуваши были насильно присоединены к России (в чем я так же, как и Вы, убежден), тогда что? Начать бороться за "национальное освобождение", не считаясь с издержками?
По мне уж лучше, как сложилось, так сложилось...
Тимĕр Акташ // 6846.8.1750
2018.08.29 15:23
Незамыленный взгляд на важнейшие исторические события в Среднем Поволжье. С анализом исторических источников и попыткой взглянуть на события своими, чувашскими глазами. Не по учебнику, написанному официальными историками московской или казанской школы. Хамăр куçпа.
Микула // 9259.3.8429
2018.08.29 15:56
Владимиру-Олатимĕре. История ,если она правдивая, обычно слегка горчит. История приукрашенная и без должных выводов превращается в сказку-легенду. Читать надо внимательно. Все граждане РФ,находящиеся на территории РФ, вне зависимости от национальности имеют право на "выбор языка воспитания и обучения". Это Конституция РФ,это основной закон. Если вам какой то чиновник скажет,он не причем- " организуйте частный садик",то знайте, что таким образом он,чиновник,подрывает целостность государства. Кого ,чиновник от имени государства "посылает" организовывать частные садики проф.непригоден и опасен для государства? Он занимает не свое место. Он,чиновник,получает жалование из народных налогов . Практически живет за счет народа и получается что интересы этого народа ему "неинтересны".
Микула // 9259.3.8429
2018.08.29 16:08
"Чăваш тытса пăхмасăр ĕненмеç " тесе каланă ваттисем. Ĕненмелле марри историнче чылай пулнă пулас. Мĕн пулни иртнĕ,мĕн тума кирлĕ тени тĕрĕс мар. Ятарласа çырнă, чураллă шухăшлă истори халăхран чура тăвать. Халăхăн тытăмне кĕве пек çисе пырать. Ятарласа "вĕрсе хăпартнă" истори халăхран кĕтÿ тăвать. Халăхсене чăн истори кăна ирĕклĕ тума пултарать. Кун пирки пурте пекех пĕлеçĕ пулĕ.
Микула // 9259.3.8429
2018.08.29 16:28
"Непонятна цель " текеннисене. Кунта "ирĕкпе е ирĕксĕр " тени шăнăр пулмаç. Чи малта "хăвăр пуçпа хăвăр шутлăр" тени. Çиелтен пăхсан "ирĕкпе",тарăнрах пăхсан "ирĕксĕр", тата кашни хăйне мар асăрхать. Чаннипе каласан ,пĕтĕмпе пĕрле пĕрлештерме вĕренмелле, Мускав патшалăхне кĕнине пайсем тăрăх пăхса тухмалла . Чăвашсен пуçра яланах ылтăн пичетлĕ"жалованная грамота" асра пулмалла. Горная Сторона (Туçи Ен),Герберштейн тăрăх Чувашия , Хусан ханлăхĕнче "автономи"евĕр пулма пултарнă. Ылтăн пичетлĕ патша хучĕ çинче виçĕ çул таран налук тÿллемелле мар тесе кăна çырман пулĕ ? Тем тесен те , шантарнă ирĕклĕхсем, тĕн ирĕклĕхĕ,çĕрсем тĕкĕнменни, привилегисене хăварни унта пулнах. Ылтăн пичет патша хуче çине ахальтен лартмаççĕ.
Микула // 9259.3.8429
2018.08.29 16:49
"Историческое обоснование", тепĕр хут Иван патша хутне тĕпчеме пур. Чĕлхе ирĕклĕхне палăртма меллĕрех. Регионти вăтам ĕç укçине те(малтан бюджет ĕçченĕсенне) çĕршыври вăтам пĕльтерĕшпе танлаштарма чĕнсе калама " имеем право". "Пире ,чăвашсене,никам та çĕнсе ильме пултарайман. Аркатни пулнă,анчах та çĕнтерсе ильни пулман. Мускав патшалăхне те пуш алăпа кĕмен. Договор тăрах кĕнĕ. Иван патша халăхăн ирĕклĕхĕсене упрама шантарса алă пуснă. Çав документ чĕлхе ыйтуне пысăк шая çĕклеме май парать. Хусан ханĕсенчен Мускав хÿттине тарса кайман,вăхăт улшăнăвĕсене ăнланса,калаçса татăлса,ирĕклĕхсене упраса хăварма шантарнă хыççăн çеç тепĕр патшалăха кĕме килĕшнĕ.
Микула // 9259.3.8429
2018.08.29 16:59
Раççĕйран "ирĕклĕ",патшалăх чĕлхинчен "ирĕклĕ" пулас тесе кĕрешмелле тесе каламан . Мускав патшалăхне кĕни тем тесен те тĕрĕс пулнă. Анчах та ку факт патшалăх чиновникĕ мĕн хушнине, пĕтĕмпех ,хирĕç нимĕн те шарламасăр йăшăнмалла тени пулмаç. Яланах халăх ирĕклĕхĕсене хÿтĕлемелле. Калаçса татăлмасăр ,паравусран малтан,пилотный регион пулса,пĕрмай сиккипе,çынсенчен малтан чупмалла мар пулĕ ?

Страницӑсем: 1, ... 4, 5, 6, 7, 8, [9], 10, 11

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем