Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -9.0 °C
Вӗренни мулран хаклӑ теҫҫӗ.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Микула: Янычары опрокинули казан. Чувашский легион и большая геополитическая игра.

Микула18.06.2018 19:40973 хут пӑхнӑ

Янычары опрокинули казан…

Яныча́ры (тур. yeniҫeri (йеничери) — новый воин) — регулярная пехота Османской империи в 1365—1826 гг.

 

Русский посол П.А. Толстой в 1703 г. писал о турках: «Состояние народа турецкого суть гордое, величавое и славолюбивое, а паче возносятся от того, что во время кровавых войн, союза ни с кем для помощи себе не имеют и не требуют».

Еще в XVI в. Османская империя достигла максимального могущества. В XVI в. численность янычарского корпуса была 8-12 тыс. воинов. Любимцем янычар того времени был сын Баязида, получивший имя Явуз (Лютый или Грозный).

 

Селим II Явуз (1512-1520 гг.) После смерти Селима власть получил его сын Сулейман, известный у европейцев как Великолепный, а у турок как Кануни (Законодатель) (1520-1566 г.).

Главным оружием янычар долгое время был лук, во владении которым они достигали большого совершенства. Янычары были пешими лучниками, отличными стрелками.

 

Примерно такими, какими были чуваши и черемисы в начале 16 века " лучшие стрелки в войске казанского хана" .

 

Кроме лука, они имели на вооружении сабли и другое холодное оружие. Позднее янычары были вооружены и огнестрельным оружием. В результате янычары сначала были легкой пехотой, почти не имея тяжелого вооружения и доспехов. С серьёзным противником они предпочитали вести оборонительный бой на укрепленной позиции, защищенной рвом и легкими препятствиями, поставленными в круг обозными телегами .

 

Почти так, как написано в Ремезовской летописи "Чуваш-городок был укреплен редутами и чуваши имели пушки".

 

Ели янычары из одного котла,казана. Последний у них почитался, как святыня и символ их военной части.

Казань в иностранных источниках ранее 16 века не упоминается и вполне возможно что название "янычарское" .

Первоначально янычаре были самыми преданными слугами султана, то в поздний период уже не правители указывали янычарам, что делать, а наоборот.

Подобно казанским чувашам и черемиссам,которые первоначально "призывали ханов",а если они попадали им в немилость то часто их изгоняли.

Янычарская верхушка В Турции превратилась в касту «избранных», которая стала смещать султанов по своей воле. Янычары превратились в мощную военно-политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов.

Основную часть янычар составляли этнические албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы.

 

Геннетические исследования чуваш "странным" образом совпадают с ареалом набора янычар. Так же как и названия поселений имеют параллелли : Варна-Вурнары(Вӑрнар), Эдирне -Ядрин (Етӗрне) и тд.

 

Подготовка янычар была системной и продуманной.Это была суровая школа физической и моральной закалки.По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан ( "неопытные юноши"). Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

На чувашском чикмек это столб,не воин.

 

Ранее было сказано что одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. . Если среди янычар было недовольство, они могли перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания. К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу.

 

Примерно такую же картину мы наблюдаем и в Казанском Ханстве. Чуваши впервые упоминаются только в начале 16 века,а спустя полвека уже начинают "сопреничать" с казанскими ханами и решают кому быть ,а кому не быть ханом.

Части янычар были расположены и в Крымском ханстве.Территория Крымского ханства вошла в состав Османской империи в 1478 году.

Султан определял все вопросы внешней политики. Имелись у турецкой стороны и рычаги воздействия на ханов: заложники из числа родственников при дворце и, конечно же, знаменитые янычары.

Султаны были потомками Османа, заложившего основы могущества Турции, в то время как крымские ханы Гиреи вели свою родословную от самого Чингисхана – завоевателя половины мира,следовательно находиться под покровительством Порты крымские ханы желали далеко не всегда.

 

Историк В. Д. Смирнов писал: «Вся дальнейшая политическая история Крымского ханства со времени утверждения над ним Оттоманской Порты складывалась и протекала при постоянном действии двух начал – местного, национально-татарского, стремившегося к полной самостоятельности и самобытности, и внешнего, постороннего, турецко-османского, старавшегося с возможно меньшими для себя хлопотами и затруднениями сохранить за собой верховенство над Крымом в чисто политических видах международного свойства».

По указанию турецких султанов Крымское ханство обязано было проводить внешнюю политику, выгодную Порте , однако татарские ханы часто выступали в своих интересах. Сюда присоединялись еще и притязания на прежнее могущество, прежнее значение, которое ханы старались восстановить.

 

Проще говоря ,крымские ханы стремились под своим началом воссоздать Золотую Орду и желали быстрей избавиться от омаснского протектората и при этом максимально использовать силы Порты.

В 1521 году брат крымского хана Сахиб Гирей захватил Казань и объявил себя ханом.Свое воцарение в Казани Сахиб-Гирей отметил набегом на Верхнее Поволжье одновременно с крымским походом на Москву летом 1521 г.

 

Первое письменное упоминание о чувашах встречается в русской летописи времен царя Василия III в 1521-м году. Не раньше и не позже. Простое совпадение ?

 

В середине декабря 1523 г. в Крым был отправлен специальный агент с требованием прислать в Казань "пушки, пищали, янычар".

Весной 1524 г., казанское посольство, отправленное Сахиб-Гиреем в Турцию, объявило о решении казанского хана признать себя вассалом султана, «заложившись» за него, а ханство – «юртом» султана Сулеймана.

После отъезда своего дяди Сахиб Герая из Казани в Крым 13-летний Сафа Герай занял ханский престол в 1524 г. Признал себя вассалом османского султана, предпринял ряд походов против Москвы (1536—1537, 1541—1542, 1548).

 

В 1531 году был изгнан казанской знатью. Ханом был посажен московский ставленник Джан-Али. В 1535 году Сафа Герай вернул себе ханский престол в Казани при помощи крымских войск.В начале 1546 года из-за народных волнений был вынужден удалиться в Ногайскую Орду к своему тестю бию Юсуфу. В июле 1546 года при помощи ногайского войска во главе с сыном бия Юсуфа, Юнусом взял Казань. Шах-Али бежал в Москву.Казанский хан Сафа-Гирей скончался в 1549 году при до конца не выясненных обстоятельствах (Карамзин пишет, что хан «пьяный убился во дворце».

В мае 1541 года «Булат-князь и вся земля Казанская» тайно прислали в Москву своих представителей и просили направить к Казани русские рати.

Казанский летописец (1546 год) писал: «Воста в Казани в вельможах и во всем народе, и во всем люду казанском смятение великое; воздвигоша бо крамолу, все соединившися болшие с меншими, на царя своего Сапкирея и свергоша его с царьства, и выгнаша ис Казани со царицами его, и мало не убиша». Многие крымцы были перебиты, а Сафа-Гирей вынужден был уйти к ногайским татарам.

Первым из иноземных писателей упоминает чувашей Сигизмунд Герберштейн, в изданной им в 1549 году на латинском языке книге Rerum Moscoviticarum Commentarii («Записки о московитских делах»).

 

«Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства».- Извлечения из «Записок о Московитских делах».

В «Казанской истории» ни разу не встречается слово чуваш, хотя автор перечисляет и подробно описывает народы, составлявшие Казанское ханство-сарацины или иначе басурмане, болгары, горные черемисы, луговые черемисы, черемисы, живущие у рек Кокшага и Ветлуга. –«И шед полемъ округь и перелѣз Волгу, и засяде Казань пустую, Саиновъ юртъ. Мало было во граде живущих. И собирающися сарацыне и черемиса, которые по улусомъ казанскимъ нѣкако живяху, и ради ему бывше. И со оставшимися от плѣна худыя болгаре казанцы и молиша его заступника быти бѣдам, иже от насилиа и воевания рускаго, и помощника, и царству строителя, да не до конца запустѣют.»-«Казанская история».

 

И совсем неожиданно,вдруг в летописях с 1521 года появляются чуваши. Они в числе тех кто "взял на царство крымского царевича",а у Герберштейна среди "лучших стрелков в войске казанского хана". Под 1521 годом в Типографской летописи,составленный в 19 веке (-Петроград .,1921 -с218) " Казанский сегит и вси князи Казанскиа и Татары и Мордва и Черемиса и Чюваша и все люди Казанския изменили великому князю и взяли сьбе на царство крымского царевича Саака Киръя " (Сахиб-Гирея).

Казанский летописец писал ; «И начаша збиратися ко царю мнози варвари от различных стран, от Златые Орды и от Астрахани, от Азуева, и от Крыма...»

Историкам было удобно считать их только предками татар. Так было проще.

При этом никому и в голову не приходило то ,что "мнози ваврвары из разных стран" могут быть и предками чувашского народа,а "чуваши и черемисса" того времени это названия военных сословий.

 

Для полного понимания происходящих в то время процессов следует знать и о взаимоотношениях Крыма и Москвы .

 

 

 

В середине XV века, московские князья признали себя младшими братьями рода Гираев, а крымских ханов своими царями. Одновременно они заимели поддержку и покровительство правящей династии, а также определенные права и обязанности по "собиранию земли золотоордынской" в новое единое государство во главе с Гираями.

 

С начала XVI века, когда Крым стал вилайетом (провинцией) Османской империи, верховным правителем для "Московии" формально стал считаться султан в Стамбуле , тем не менее, как выражаются сейчас, правом «оперативного управления», по-прежнему обладали крымские ханы.

 

Известно, что Иван III в знак своего вассального положения перед крымским ханом, принес на Библии присягу на верность дому Гираев, признав их наследниками рода Чингиз-хана. Эта присяга строго соблюдалась вплоть до 1700 года, и Московия платила дань Крымскому ханству, как своему суверену и хозяину.

 

Об этом напоминает и известный русский историк С.М. Соловьев в сборнике "Чтения и рассказы по русской истории” , "турки были страшно истощены (к 1700 году беспрерывными войнами) и заключили мир, уступили России Азов со всякими старыми и новыми, уже построенными Петром городками; а крымский хан должен был отказаться от дани, которую до сих пор платила ему Россия под благовидным названием поминков или подарков" / стр. 502-503./

 

Европейские послы и путешественники, приезжавшие в Россию в XVI-XVII веках считали «Московию» страной Востока. «Сравнения с турецкими султанами стали общим местом для иностранных писателей при характеристике московского государя», — отмечал В.Ключевский.«Манеры столь близки турецким» — писал Джером Турбервиль, а Сигизмунд Герберштейн и де ла Невиль отмечали, что одежда русских очень похожа на одежду татар и турок.

 

Посол королевы Елизаветы, Джайлс Флетчер. подробно охарактеризовал организацию московского войска, административную и финансовую систему – так что его труд считали на Западе «энциклопедическим». Английский ученый писал: «Образ правления у них весьма похож на турецкий, которому они пытаются подражать, по положению своей страны и по мере своих способностей в делах политических».

 

На сходство русских помещиков и турецких тимариотов в XVII веке указывали Крижанич и Рейтенфельс; позднее на это сходство обращали внимание такие известные историки, как Р.Виппер и Г.Вернадский. Детальные совпадения в организации поместной и тимарной систем не оставляют сомнения в том, что русское поместье является копией турецкого тимара. Когда, почему и при каких обстоятельствах это произошло? И не были ли при этом переняты другие общественные принципы и институты?

Знаменитые «огненные стрельцы» Ивана Грозного появились в Московском царстве в 1550 году — в то время они довольно сильно отличались от образа, созданного столетием позже. Уже в первые годы своего существования стрельцы зарекомендовали себя как эффективные воины, незаменимые при осадах и штурмах крепостей.

Весьма убедительной, особенно в последние годы, является версия, согласно которой образцом для подражания при создании московских стрельцов стали османские янычары.

В пользу такого предположения говорят и слова И. Пересветова, служилого человека , обращавшегося к царю с предложением учинить по османскому образцу царскую лейб-гвардию и корпус «юнаков храбрых с огненною стрельбою» для охраны границы с татарами. Также в пользу этой теории говорит запись в Холмогорской летописи, сообщающая, что послал в 1559 году царь и великий государь своего воеводу Данилу Адашева воевать Крым с детьми боярскими, стрельцами и янычарами. Наконец, запись в дозорной книге Тверского уезда 1551–1554 гг., сообщающая о некоем сыне боярском Рудачке Песоцком, который «служит царю и великому князю в ениченех».

 

Прямое заимствование османского опыта могло быть через Казанское ханство,а точнее через чуваш и черемис "лучших стрелков в войске казанского хана" которые из-за внутренних разногласий в ханстве перешли на службу московскому царю. Не случайно среди первых командиров стрелецкого войска упоминается фамилие Черемисинов. Основателем рода Державиных был Дмитрий-Чюваш ,от которого на Руси пошла "мода" на дворянские гербы. Отличился он в боях за Казань. Об однои из предков Дмитрия -Чюваша Пушкин написал ,старик Державин нас заметил". И в своем письме к Вяземскому Пушкин напишет "у нас ,у чувашей".

 

Первое упоминание чуваш в летописи совпадает с приходом хана из Крыма . Известно что в годы «замятни», наступившей после смерти Мухаммед-Гирея I в 1523 году, сперва Саадет-Гирей I, а потом его брат и преемник Сахиб-Гирей I обзавелись по османскому образцу собственной «лейб-гвардией», включавшей и отряды пеших стрелков с огнестрельным оружием, ставших опорой ханов в борьбе за власть.

 

Возвращение на ханский престол в августе 1546 года Сафа-Гирея крайне обострило политическую ситуацию в Казанском ханстве. В конце 1546 года горные люди (Тугай, Атачик) предприняли попытку установления военного союза с Россией и добивались свержения хана Сафа-Гирея и возведения на престол московского вассала Шах-Али, чтобы тем самым покончить с деспотичной прокрымской внутренней политикой хана.Однако Москва в это время уже взяла курс на окончательное присоединение ханства – Иван IV венчался на царство (это свидетельствует о выдвижении претензии на казанский престол и на другие земли Орды)

В апреле 1546 года казанским ханом стал ставленник Москвы Шах-Али. Сафа-Гирей сговорился с ногайским князем Юсуфом и его сыновьями Юнусом и Абдуллой о выделении ногайского войска для возврата себе престола, пообещав передать ногайским князьям Горную и Арскую стороны. Шах-Али, продержавшись на престоле всего месяц, сбежал, узнав о приближении к Казани Сафа-Гирея с ногайцами. Но лишь после восьми дней боев Сафа-Гирею удалось овладеть Казанью. Горная Сторона к тому времени уже была не подвластна хану. Для свержения крымской династии решено было использовать силы Москвы. Хан и часть казанской аристократии сделали ставку на ногайцев и тем самым совершили роковую ошибку. Большинство ногайских мурз было уже подкуплено Москвой. Горная Сторна с приходам чуваш стала вести самостоятельную политику. "Лучшие стрелки" проявили строптивость. Образно говоря, в прямом и переносном смысле,опрокинули казан. Даже в Крыму "янычаре" подчинялись только султану и служили хану только тогда когда им это было выгодно. И в Казанском Ханстве войско из чуваш и черемис поняв свою силу проявили характер.

 

Все население Горной стороны в 1551году было переписано (оказалось «40 000 луков гараздых стрельцов»). Внушительная ,по тем временам, сила. И в летописи 1552 года говорится «в третием полку многие горные люди, князи и мырзы и казакы и черемиса и чюваша». В данном случае ясно что "черемиса и чюваша" не только названия народов ,а названия рода войск или военного сословия. Нового рода войск или сословия,которая появляется в начале 16 века. В сентябре горные люди участвовали в походе к Арскому городищу - было разгромлено несколько острогов, побито и пленено много татарского войска. Во время штурма Казани горные люди обороняли русские войска с тыла от нападений ногайцев.

 

По поводу характера присоединения Горной стороны к Москве среди историков не сложилось единого мнения. Одна часть ученых считает, что народы Горной стороны вошли в состав России добровольно, другие утверждают, что это был насильственный захват, третьи придерживаются версии о мирном, но вынужденном характере присоединени. Очевидно, в присоединении Горной стороны к Русскому государству свою роль сыграли как причины военного, насильственного, так и мирного, ненасильственного характера так и большая геополитическая игра между Москвой и Османской империей.

 

 

В период Казанской войны 1545 – 1552 годах крымские,московские и турецкие дипломаты вели активную работу . Крымские пытались с помощью ногайских мурз окончательно подчинить Казань и вернуть Горнуй Сторону, в дальнейшем покорить и Астраханское ханство. В то же время Османская империя должна была бы быть,по их мнению, гарантом "неприкосновенности" завоеваний.

Москва всячески пыталась отговорить султана не вмешиваться в "казанские дела",посылала послов с дорогими подарками.

 

Знаменитый турецкий султан Сулейман Великолепный и не менее знаменитый русский царь Иван Грозный правили практически в одно время, хотя царь и был намного моложе своего османского коллеги.Как считал Иван Грозный, только турецкий султан соответствовал — наравне с ним самим — званию «совершенного» правителя, самодержавного монарха. Первоначально он старался поддерживать с Сулейманом добрососедские отношения. Быть может, этому не в последнюю очередь способствовали и личные мотивы: и дед Ивана Васильевича, великий князь Иван III, и сам Иван IV носили прозвище Грозный — такое же, как и отец Сулеймана Великолепного, Селим Явуз.

 

Еще при Иване III между Москвой и Стамбулом было время когда два государства вступили в военный союз, третьей стороной которого стало Крымское ханство. Врагами союзников стали Большая Орда и Великое княжество Литовское.

В результате разгрома Литвы и Большой Орды, изменилась геополитическая ситуация в Восточной Европе: Москва превращалась в основного противника Крыма, который мечтал при помощи Турции возродить под своей властью Золотую Орду.

Вассалами Сулеймана Великолепного признавали себя казанские (Сафа-Гирей в 1524 году) и даже сибирские ханы. Казанское и Сибирское ханства надеялись получить от турок дипломатическую и военную помощь. И эти надежды не были беспочвенны. Османские войска принимали участие в походах крымских татар на Россию в 1541 году на Москву, в 1552-м и 1555-м — на Тулу, в 1556-м — на Астрахань

Огромная Османская империя, находившаяся тогда на пике своего могущества стремилась максимально контролировать ситуацию.

Опасась "возрождения" Большой Орды посылала ханам "подарки" -турецких янычар,которые в нужное время действовали в интересах султанов. Ханская чехарда в Крыму и в Казани была еще одним инструментом "сдерживания" ханов.

 

Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов — казанская (промосковская) и крымская (антимосковская), чуваши активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю?»

Чуваши активно вмешиваются в "ханские дела", контролируют Горную Сторну и Арскую область . Пытаются наладить добрососедские отношения с Москвой. Для свержения крымской династии ,которая шла к возрождению Большой Орды, заключают военный союз с московским царем.

 

Турецкий султан Сулейман был против захвата Москвой Казанского ханства ,но он был и против закрепления в Казани крымской династии. Так же как и чуваши. Они,чуваши,и Сулейман желали лишь смены хана. Совпадение на сто процентов. Сохранить самостоятельность ханства,но без крымского влияния.

 

В дальнейшем,перешедшие на службу к московскому царю чуваши,надолго предопределили характер внешней политику Московского государства. Османская империя на время заполучила надежного союзника ,в то время, когда она вела активные военные действия в Европе.

Москва заполучила ордынские "царства".

Чуваши вплоть до начала русско-турецких войн численно преобладали в регионе . На религию предков государство не покушалось. Местная аристократия сохраняла свое привилегированное положение.

( вӗҫӗ мар)

 

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ

Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.


Orphus

Баннерсем

Шутлавҫӑсем

 
Сайт пирки | Пулӑшу | Статистика
(c) 2005-2018 Chuvash.Org
Сайтри материалсене (ытти ҫӑлкуҫсенчен илнисемсӗр пуҫне) CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0 лицензипе килӗшӳллӗн усӑ курма пулать. Сайтпа ҫыхӑннӑ ыйтусене кунта ярӑр: site(a)chuvash.org