Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -1.7 °C
Шаланкӑ шыв кӑларать, ула курак пырса ӗҫет.
[ваттисен сӑмахӗ: 2507]
 

Agabazar: Почему молчит Атнер Хузангай?

Agabazar16.06.2018 16:425830 хут пӑхнӑ

Атнер Петрович Хузангай (род.1948), Один из инициаторов создания ряда общественных организаций в республике и Урало-Поволжском регионе, в 1992–97 президент Чуваш. национал. конгресса. При активном участии А.Х. разработаны и приняты «Декларация о государственном суверенитете Чувашской Республики», Закон Чуваш. Респ. «О языках в Чувашской Республике» (1990), законодательные акты о государственных символах Чувашской Республики (флаге, гербе, гимне), а также законы о Президенте Чувашской Республики, о выборах Президента Чувашской Республики и другие (это — информация из электронной чувашской энциклопедии). Является почётным президентом Чувашского национального конгресса.

В 1980-90-х годах Атнер Хузангай делал ту работу, которую, давайте честно признаемся, больше никто не мог выполнять. По многим причинам! Его никем заменить было нельзя. Конечно, он был не один. Но всех его соратников, так или иначе, называли "Хузангайчиками", одни с восторгом, другие — с совсем иными чувствами!

Потом времена переменились. Но "атнеровские" страницы чувашской истории остались незамутнённым чистым родником, откуда и сейчас можно черпать идеи, помыслы и вдохновение. А также другой бесценный опыт, в том числе из ошибок трудных.

Не повторяется такое никогда. Но, тем не менее, жизнь бежит вперёд. В связи с этим нельзя не обратить внимание на молчание Атнера Петровича Хузангая.

В чём дело? Как это следует понимать? Приходят на ум разные ассоциации. Молчание — золото ©. Молчание — знак согласия ©. И даже — <<Молчание ягнят>> Далее — <<Молчание моря>> и просто <<Молчание>>. Помним конечно и про народ, который тоже безмолвствует ( "народ безмолвствует". Пушкин, "Борис Годунов").

В русской Википедии сюжет фильма "Молчание" (2016) описывается таким образом:

В XVII веке два иезуита приезжают в закрытую для иностранцев Японию в поисках своего наставника. В стране восходящего солнца правит сёгунат Токугава, который запретил христианство. Власти желают очистить государство от влияния чуждой религии и устраивают гонения на японских христиан. Монахи видят неисчислимые страдания, которым подвергаются их единоверцы. Между тем священники не оставляют попыток тайно проповедовать и сами сталкиваются со злобой и насилием. Пробираясь вглубь территории, герои драмы задаются вопросом о том, почему Бог молчит, в то время как его дети страдают.

Прошу понять меня правильно. Я ни в чьи личные дела не вмешиваюсь. А.П.Хузангай — частное лицо и он вправе поступать любым образом, как считает нужным. Ничего он для нас с вами не обязан делать. Не наше это собачье дело, судить и оценивать отдельно взятого человека. Нету у нас на этот счёт никакой печали. Мы не мечтаем вьехать в рай на чужом горбу. Но молчание становится всё более ... громким. И делать вид, что этого нет, никак нельзя. Я бы сказал — даже неприлично.

Ну, хорошо, это, допустим, касается общественно-политических моментов. Но А.П. Хузангай ещё — профессиональный лингвист, филолог, литератор. А как по этой части? Тоже вроде бы молчание! Среди сотрудников Чувашского гуманитарного института имя "А.П.Хузангай" не числится. Нигде не видно его трудов и выступлений. Вот проведён круглый стол по теме «Роль родного языка в сохранении самобытности народов России и в развитии межнациональных отношений».Но а где же слово Атнера?

И сам Атнер Петрович, и другие люди не один раз говорили, что он занимается вопросами социолингвистики. Но результаты не известны. Одним словом, загадке на загадке и загадкой погоняет. Подоплёка всего этого, возможно, когда-нибудь раскроется. Скажем, лет через пятьдесят.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем