Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +3.3 °C
Ҫын валли шӑтӑк ан алт, хӑвах кӗрсе ӳкӗн.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: По радуге таланта

Виталий Станьял12.01.2018 17:2513606 хут пӑхнӑ

(Из дневника краеведа, 11 января 2018. Музей чувашского узора. На открытии выставки мастерицы Людмилы Балтаевой)

 

На волне праздничного воодушевления, когда Наталия Захарова, Светлана Недвигина по-царски встречали гостей прямо с крыльца, в блеске и красоте обновленного здания, напоминающего мне маленькую копию Московского исторического музея, в мыслях неудержимо промелькнули картины более чем полувековой давности. Здесь, в этом здании, в студенческие годы меня от голодного истощения спасла хрущевская оттепель: хлеб на стол стали подавать бесплатно, но надо было брать хотя бы стакан чая на три копейки.

...Пока казенные лица и гости готовились к торжественным речам с цветами да грамотами, повел меня народный академик, известный в стране натуралист, руководитель центра «Карӑш» Альберт Ластухин в боковой зал на свою выставку этнографических рисунков. Весь зал в круговую в его рисунках, но тут, оказывается, девушки накрывают богатый фуршет в честь открытия новой выставки... Это как раз то место, где когда-то была столовая и понимавшая сиротских студентов работница столовой подкладывала нам дополнительную порцию хлеба и просила ради здоровья не стесняться еды...

Какие годы, какие контрасты! Хотя я бывал на фабрике «Паха тӗрӗ» и писал о ее красивых изделиях, швах и шагах каждой фигуры, следил по интернету за выставками Музея узоров, контраст между прошлым и нынешним ослепил мои старческие глаза. Когда мы с Денисом Гордеевым (ныне народным писателем) со студенческой кочки писали о чувашских танцах и песенной пентатонике, о вышивках, украшениях, костюмах и отсутствии сувениров для гостей, представить не могли, что наши мечтания намного слабее действительной мощи народных талантов... Мы и не представляли, что к нам вернутся дорогие украшения и в музее откроется неописуемая «Серебряная кладовая».

— Азамат, веди меня по этой радуге, — говорю сыну Людмилы Владимировны, приехавшему на каникулы из Чехии. — Мне одному не одолеть красоту таланта твоей матери! — Азамат охотно и толково отвечает на все мои вопросы. Как не радоваться таким родителям и сыновьям, халӑхӑм !

Балтаевы — Николай Михайлович, Людмила Владимировна и их боевые орлы Азамат и Атилла — жизнерадостные, трудолюбивые, целеустремленные и талантливые художники. Еще молодым, незаслуженным и неженатым помню Мигуся Балтая, он тогда уже копался в разгадках узорных символов, строил смелые гипотезы и догадки, печатался в газетах и журналах. Тогда еще у него не было молота, одним ударом которого мог выбивать любую деньгу и обворожительное украшение. Теперь он возмужал, встал на крепкие ноги, но остался пытливым, простым, общительным. Кто хоть сколько-нибудь знаком с Балтаевыми, не может не полюбить каждого из них. Они обаятельны характерами, еще более привлекательны ювелирными трудами. Отзывчивы и обязательны. Как-то раз мы в Совете старейшин обсуждали проблемы традиционной культуры и вопрос коснулся восстановления мужской праздничной и боевой одежды. Печально, что отличавшиеся храбростью и мастерством чувашские воины были полностью лишены своего неповторимого одеяния. Даже старики теперь не могут припомнить ничего, кроме вяленого калпака, кримской шапки и свадебного каптала. Отозвавшись на нашу просьбу, Людмила и Николай организовали перед нами показ чувашских костюмов, но среди них не было мужских комплектов. Балтаевы готовы разработать любое изделие — дайте описание! Описания-то у нас нет! Даже то, что имеется в архивах Алексея Милли или Кузьмы Элле, до сих пор не изучено.

... На этой выставке уже есть о чем говорить, потому что только мужских головных уборов выставлено не менее пяти новых образцов. И продолжаем обсуждать их и форму чувашского мужского головного убора. Азамат разъясняет историю и гармонию шлемообразного каптӑр (меховой шапки) и шишкоконечного тӑрлик. Они уже были на свадьбах — на головах женихов. Народу нравятся. Мигусь надевает мне на голову черный харпур, Тимер Тяпкин предлагает тӳпеттей и пӗрмек (пилотку с околышем). Но нет традиционных войлочных чаплашек и ялттан, франтоватого ялккас с козырьком, широкополого праздничного шӗлепке (шляпы).

... Выставка Людмилы Балтаевой удалась на славу. Она богата, виртуозна, изящна и светла. Поучительна. Посетители и коллеги-мастерицы хвалят, одобряют каждое украшение, каждое платье... То, что о Балтаеввых говорено на этой выставке и писано до сих пор хвалебного — справедливо и точно. Тьфу-тьфу, как бы не сглазить гармоничный, образцовый союз этой редкой в чувашском мире творческой и одухотворенной семьи. Заклинаю, чтобы любимый созидательный труд, осознание семьей важности их общего творчества для всей национальной культуры помогли им преодолевать любые трудности и житейские преграды. Пусть будет так!

...Пишу это благословение моим дорогим художникам Балтаевского квартета, радуюсь, душой молодею. А мысли все еще кружатся там, в той студенческой столовой со стаканом трехкопеечного чая. Не я один, не я один... Почти все мое поколение военного детства было сирым и голодным. Надеюсь, у нового поколения чистые чаяния воплотятся в жизнь, власти не отнимут у людей радости взлета национального духа, языка, философии и творческого труда! Пусть будет так! Пусть будет так!

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Тимĕр Акташ // 3466.11.0422
2018.01.12 22:48
Пултаруллă Балтаевсене саламлатăп! Ăнăçу сунатăп!
Армути // 3115.8.3883
2018.01.13 14:15
Аван, пит аван!
Пĕтместпĕр - нихçан та!
Виç пуслăх чей вĕçне юлсан та!
Agabazar // 2596.35.8819
2018.01.13 18:35
Agabazar
Палттай.
Лапрашкин // 4031.68.1204
2018.01.14 03:02
Чтобы полностью понять Станьяла, надо взять в руки его краткий словарь "Чувашская одежда и украшения" ( Народная школа, 2006, 6. если не ошибаюсь)
Agabazar // 2908.52.0441
2018.02.07 14:10
Agabazar
Ытла та лапра çынсем пулаççĕ-çке тĕнчере!
2018.04.29 08:39
Армути, виç пуслăх чей вăл иртнĕ ĕмĕртеччĕ. Эсир вара пире иртнĕ ĕмĕрте хăварас тетĕр? Çÿлелле туртăнмалла,çÿлелле... Ивановăн поэми "Нарспи" мĕн тери çÿллĕ шайра, çавăн шайне туртăнас пулать.
Лапрашкину // 4111.97.5938
2018.04.29 13:32
Чтобы вас всех понять нужно возвратиться в ЯЗЫЧЕСТВО. В Чувашии идет возрождение ЯЗЫЧЕСТВА и становление НЕОЯЗЫЧЕСТВА, против чего и боролся Патриарх образования и культуры чувашской И.Я.Яковлев.
Но это закономерно, ибо этнос находится в стадии упадка (ведь смертность превышает рождаемость на 23%), когда усиленно утверждается якобы процесс возрождения, хотя это процесс перехода в другое состояние. За старое, привычное хватаются, свою "молодость" хотят и вспоминают, а это всегда тоскливо, душевно больно, но ничего не сделаешь. Даже римляне исчезли, зато появились итальянцы, французы, румыны. Византийцы (ромеи, христиане) тоже пытались за старое хвататься, а в результате их завоевал 20-летний турецкий султан. Он обещал войти в христианский храм войти на белом коне и вошел. Вот к чему подобное приводит. Но мы любим на своих ошибках учиться, хотя вряд-ли это позитивная учеба, а это уже признак... Да ладно упрямство - страшная штука, особенно в истории. "ЭПИР ПУЛНĂ, ПУР, ПУЛАТПĂР" помните, вроде возвышенно и правдиво, однако не учли вот что: "Я есть Тот, Кем Я был, и буду Тем, Кто Я есть" (Бог знает о Самом Себе). А мы нет. Так вот И.Я.Яковлев как раз вот это божественное хорошо знал.

Страницӑсем: 1, [2]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем