Форсайт «Чувашия 2030»: некоторые соображения для обсуждения на стратегической встрече по формулированию будущего Чувашской Республики 8 декабря 2016 года
А вот такой вопрос для всех – есть ли место Чувашии как национальному региону в российском и мировом пространстве в 2030 году? Или опять на встрече будем ставить преимущественно социально-экономические и политические задачи, как обычная область страны, лишенная яркой и самобытной этнической окраски? Сможем ли мы без крепкого национального самосознания найти и сохранить свое равное место в диалоге культур народов России и мира? Какова роль общественности Чувашии в этом деле?
Да, сейчас много уделяется внимания изучению родного языка, развитию чувашского искусства и культуры. Это однозначно вызывает положительную оценку. Но все же основа большинства современных наций России и мира – это общность и самосознание людей на основе общего и самобытного исторического прошлого. То есть того, как из опыта прошлого в новых условиях национальные лидеры и общество выстраивают цели и задачи развития на будущее…
А что мы знаем об историческом прошлом своего народа и его месте в лоне российской и мировой цивилизации? Мы же до сих пор строим свои мировоззренческие конструкции на основе устаревших представлений второй половины XIX века и жгуче испытываем комплексы неполноценности советского периода? Либо уносимся горячо обсуждать о болгарах и суварах, перетирая давно остывший прах тысячелетней давности?
У меня такой основной вопрос – а что делает наша общественность, для того, чтобы осмыслить пройденный исторический путь чувашского народа и Чувашской Республики? Если отвечать честно, то возникает двоякое впечатление. С одной стороны, у нас народ энергичный и пассионарный. То, что делают многочисленные краеведы и любители выяснения вопроса происхождения чувашского народа, вызывает искреннее восхищение и радость, что у нас есть такие люди. Но с другой стороны – а чем у нас занимается академическая и профессиональная чувашская историческая наука?
В советское время наука находилась в введении государства, которое на свое усмотрение в партийном понимании удовлетворяла общественные потребности. Сейчас уже нет прежнего идеологического классового диктата и государство позиционирует себя только как один из ряда заказчиков и спонсоров исследовательских работ, в значительной части возлагая ответственность на грантодателей и саму общественность. В результате, историческое чувашеведение, фактически приватизировано небольшой группой специалистов, которые отвечает за национально важную работу только перед друг другом. От этого зачастую страдает качество их работы и развивается конформизм к устоявшимся стереотипам, мифам и оппонентам. А такое положение в принципе имеет антинаучное зерно и приводит к деградации научных принципов. В деле общественного просвещения полностью полагаться на школьное образование было бы опрометчиво, так как за их рамками остаются достижения современной науки и различные дискуссионные моменты. В наше время, когда вырастает роль, значение и ответственность гражданского общества, историки не взаимодействуют с обществом. Этим занимаются отдельные дипломированные энтузиасты, к примеру профессор Г.И.Тафаев с беседами на радио, я иногда выступаю с публичными лекциями и выкладываю в интернете. А кто еще?
Почему у многих людей республики нет четкого видения развития Чувашии как национального региона в перспективе? А потому что нет достаточной смычки и взаимодействия профессиональных историков Чувашии и его населения. Из-за этого мы и дезориентированы и шарахаемся из стороны в сторону.
Как выход из ситуации вижу в том, чтобы деятельность профессиональных историков необходимо делать более публичной, и, в некоторой степени, подотчетной. В чем это может выражаться?
Во-первых, одним из важных критериев работы ученых нужно сделать работу со СМИ, в первую очередь, с интернет-пространством, в части выкладывания результатов исторических исследований по истории Чувашии в виде статей, публикаций и видеолекций. Было бы хорошо, если бы профессиональные историки открыто обсуждали со всеми интересующимися различные аспекты своих работ. Для этого без особых проблем можно использовать сайты научных и учебных заведений, либо социальные сети.
Во-вторых, при разработке и утверждении тематики исследований имеющих форму государственного заказа, привлекать активистов их различных общественных организаций, которые занимаются историческими разработками, либо стратегическими исследованиями, связанные с чувашской тематики. Хотя бы с правом совещательного голоса.
В-третьих, в Общественную палату больше привлекать ученых людей с активной и новаторской позицией, способных к отстаиванию своей позиции даже в неблагоприятной обстановке.
Пока все, давайте обсуждать. Уверен, что успех республики не за горами, так как у нас много талантливых и неравнодушных людей.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.