Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +7.0 °C
Этем ырӑ ӗҫӗпе.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Иван Патмар — феноменальный фольклорист

Виталий Станьял24.12.2015 19:233010 хут пӑхнӑ

Из карманного дневника. Красноармейский район ЧР. 22 декабря 2015.

 

Иван Анисимович Патмар (29.12.1915–22.03.1983, д. Яманаки) — редкий, необычный, ярко выделяющийся из ряда чувашских фольклористов неугомонный собиратель народного творчества. Если назвать по хронологии, то перед ним стоят толкователи чувашского фольклора Фукс и Ознобишин, Мошков, Сбоев, Магницкий, Филимонов, Юркин, Шелеби, Тхти, исследователи Ашмарин, Никольский, Вандер, Тукташ, Элле, Романов-Опраньох, Данилов, Сироткин, Одюков... Чувашская фольклористика достойно оценила автора «Девятиселья» Григория Тимофеева, творчество песенника Гавриила Федорова, сказителя эпоса «Улып» Федора Сюина. Пришел черед до Ивана Патмара, собравшего за свою жизнь более 143 тысяч песен и частушек, более 200 сказок и легенд, 30 тысяч пословиц, поговорок, шуток и других жанров народной словесности.

Он из плеяды героев. Их, неустанных собирателей народной мудрости, теребили постоянно. Ругали за «излишнюю любовь» к родной речи, объявляли сторонниками буржуазной старины. Бросали в тюрьмы (Тимофеева), кромсали в печати (Сюина), оклеветали в воровстве (Ивана Патмара). Да, нештатный фольклорист исследовательского института Патмар знакомился с архивными фондами, сверил имеющиеся материалы — по периодам, по авторам, по регионам. Упорно искал границы бытования тех или иных жанров песни, сказки, анекдота и — попал в переплет завистников.

Коренастый, степенный, знающий себе цену Иван Анисимович, прошедший огни и воды, три раза раненый и вырвавшийся из лап смерти на фронтах Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Красной Звезды, не сдавался бездарным клеветникам — упорно и молча продолжал нести государеву службу в райкоме ДОСААФ, в отделе культуры райисполкома и собирать народные крупицы словесного алмаза. В фольклоре он видел ум, душу и социально-моральный стержень нации. Долгов, Эсхель, Шумилов, Евстафьев статью за статьей печатали против Мэтри Юмана, Семена Эльгера, Григория Краснова-Кезенни, Федора Сюина, Стихвана Шавлы, Илли Тукташа и других писателей фольклорного стиля и образности. В прямом смысле давили фольклористов, сказителей, хвалили искажающих фольклор под вождя ложных выдумщиков («Советский фольклор, являясь частью литературы, развивается под благотворным влиянием руководящих идей партии Ленина-Сталина. Принцип партийности литературы говорит о необходимости активного вмешательства также и в фольклорный процесс. Актуальные задачи устного народного творчества те же, что и актуальные задачи всей советской печати» (Эсхель, Долгов. О фольклоре и современной чувашской литературе.- Красная Чувашия. 13.03. 1949.).Такова суть разгромных публикаций авторов, которые, как видно, толком даже не отличали фольклор от фольклористики и литературы.

История фольклористики и биографии фольклористов аккуратно выведены в вузовских программах и достаточно подробно освещены в учебном пособии Вячеслава Ендерова «Чувашский фольклор». Там уделено достойное место И.А.Патмару. Это место за ним останется навсегда. Но наследие Ивана Патмара еще не освоено, предстоит тщательно отсортировать его, оценить, научно комментировать и вернуть в полном издании на верную службу народу.

Меня на празднике не оставило чувство горечи, когда думал о незавидной судьбе чувашского фольклора. Коллективно подготовленная кафедрой литературы и фольклора ЧГУ рукопись учебника (проспект которого пришлось подготовить мне, а по литературе – Геннадию Хлебникову) в дефолтное время застопорилось и после кадровой чехарды и клеветнических нападков на меня и Хлебникова незаметно исчезла. С тех пор гадаю о неимоверных трудностях пробивания нужного и общенационального дела на ниве чувашской культуры (искусства, литературы, науки) и образования. Без бинокля видно, что на этом просторе действует враждебная сила, которую собственным именем назвать не осмеливается никто ни из малых работников, ни из больших начальников. Теперь плачевным становится положение чувашской гуманитаристики на фоне Башкортостана, Татарстана, Якутии и даже Мордовии, Мариэла , Удмуртии. Рывка и просвета пока не видно.

... Был и есть феномен фольклориста Ивана Патмара. До последнего времени старались его в упор не замечать. Нет его имени в малой энциклопедии «Красноармейский район: люди и судьбы» (2005). Имя сына – как продолжателя дела отца подполковника Эдисона Патмара включено, а отца – нет. Если бы сын не проявил характер боевого солдата, то в энциклопедии района снова «не заметили бы» славного труженика и защитника... Если бы не сын-энтузиаст, то неповторимое наследие фольклориста Ивана Патмара продолжало бы лежать под пылью и как ценность потихоньку исчезло. Пылятся же до сих пор не разобранные вязки и ящики Петра Туринге, Кузьмы Элле, Ивана Юркки, Виктора Разумова, Макара Федорова, Максима Черемшанского и еще многих других энтузиастов. Кладезь чувашской народной словесности все еще остается «не шлифованным алмазом». Даже до половины, кажется, не изучена она. В ходе создания 50-томного выпуска народного творчества багаж чувашской народной словесности должен был бы анализирован полностью. Но остаются не разобранными тома Магницкого, Ашмарина, Никольского, Элле, Вандера и многих их корреспондентов-краеведов.

... Немало добрых слов услышал на празднике 100-летия отца Эдисон Патмар. Его поздравили стихами (Николай Ершов), песнями (ансамбли «Чун ӑшши», «Трак Ень»), проникновенными словами (руководитель районного отделения ЧНК Зинаида Михайлова), с воспоминаниями (Зоя Никитина и другие пожилые односельчане). Глубокое уважение к шатьминским труженикам оказали глава района Сергей Молотков (он выступил на открытии мемориальной доски) и начальник отдела райадминистрации Рена Осипова (участвовала на конференции). О работниках местных школ, библиотек, Дворца культуры, о заведующей замечательного музея и картинной галереи Валентине Николаевой и говорить не приходится. К юбилею своего земляка они готовились как к большому историческому событию. Для меня было радостно побеседовать здесь с руководителем чудесного ансамбля Николаем Никоноровым и бывшим заведующим отдела культуры Владимиром Серафимовым, с которыми много лет назад встречался на Тюменской земле.

Доклады научно-практической конференции, где четко выступили члены Чувашской народной академии наук и искусств Вячеслав Ендеров (ЧГИГН), Станислав Отрыванов (Вурнары), Виталий Романов (Моргауши), Ольга Скворцова (ЧГПУ), Василий Федотов (ЧГУ), Виталий Михайлов (Исаково), были весьма содержательными. Президент ЧНАНИ Евгений Ерагин, инициатор юбилея знатного фольклориста, осыпал учеников (победителей конкурсов), краеведов, знатных тружеников Шатьминского края дипломами, медалями имени Ивана Патмара, Спиридона Яндуша, Аркадия Айдака. Союз чувашских краеведов по предложению учителя В.М.Михайлова присвоил звание «Почетный краевед» автору книги «Помним, гордимся» Михаилу Прохорову.

Чувашская академия наук продолжает проводить серию юбилейных встреч в честь деятелей национальной культуры. В Первом Степаново Цивильского района прошел праздник архиепископа Даниила Филимонова. Готовятся поездки в другие районы республики и в Воротынский район Нижегородской области.

 

Комментари:

Н.Кондр // 4309.2.4512
2015-12-24 19:43

Питӗ аван, тавах авторне!

Бор // 1039.8.4424
2015-12-24 20:17
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ:
Бор // 1039.8.4424
2015-12-24 20:17

Яланхи пекех Станьял пичче питӗ тарӑн, тӗплӗ те ҫивӗч, вырӑнлӑ ҫырать. вулама, ӑнланма питӗ меллӗ. Вуланӑ чухне те Хӑйӗнпе калаҫнӑ пекех. Маттур, шел ватӑлсах пырать. Тата леш кӗвӗҫекенсем те хӑйӗн ӗҫнех тӑваҫҫӗ, тыллаҫҫӗ те тыллаҫҫӗ. Вӑхӑтпа вӑя шеллемесӗр ваклама хӑтланаҫҫӗ маттурсене.

Володя. // 5361.9.2441
2015-12-25 17:04

Патмарсем чӑн чӑвашсем! Ашшӗне: йывӑр тӑпри ҫӑмӑл пултӑр.

2015-12-25 21:54
Аксар Чунтупай

90 ҫултан иртнӗ Красноармейски районӗн хисеплӗ гражданинне М.П.Прохорова "Хисеплӗ таврапӗлӳҫӗ" ят парса чысланӑшӑн тата хавхалантарнӑшӑн тракьенсенчен пысӑк тав Станьял мучине тата республикӑмӑрти краеведсен пӗрлешӗвне!


Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ

Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.


Orphus

Баннерсем

Шутлавҫӑсем

 
Сайт пирки | Пулӑшу | Статистика
(c) 2005-2018 Chuvash.Org
Сайтри материалсене (ытти ҫӑлкуҫсенчен илнисемсӗр пуҫне) CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0 лицензипе килӗшӳллӗн усӑ курма пулать. Сайтпа ҫыхӑннӑ ыйтусене кунта ярӑр: site(a)chuvash.org