Независимый экспертный совет гражданского общества (НЭСГО)
В слове ЧӐВАШ до недавнего времени буква «Ч» писалась как «Ћ» с хвостиком («Ћӑчаш сӑмахӗсен кӗнеки». сл. Аш. т.1.)
Буква «Ш» в других языках пишется как «Ś». С учетом этих данных слово Чӑваш писалось ЋӐВАŚ, ТАВИС. По-гречески самоназвание египтян tvś. t — твердь, v — огонь, вут и ś — вода, шыв.
Чувашская этническая культура формировалась на основе народного опыта, схожего с древнеегипетскими традициями додинастического периода и небольшого компонента традиций кочевых народов: гуннов, монголов, кипчаков-тюрков и др.
Чувашей (tvś) в зависимости от рода деятельности соседние народы в равное историческое время называли разными именами: СУВАР — земледелец, СУНАР — охотник, воин, САПИР — сапӑр, опрятный, нарядный, ХАЗАР — хӗсӗр, яловый, жрец, и когда идея единства стала жизненной необходимостью, стали называться ПУЛХАР — будь един — БУЛГАР. Тем не менее самоназвание «ЧӐВАШ» ЧУВАШИ — булгары никогда не забывали, о чем говорят многочисленные названия местностей и имена великих героев сопротивления татаро-монгольского ига, как, например, ЧӐВАШ ПАТТӐР.
Название «СУВАР» возникло в период перемены вектора движения соседнего народа от «потрясения вселенной» на мирный «БУЛГАР». Чувашам-булгарам же отвели название небольшого племени СУВАР, означающим «земледелец».
Это новое веяние горячо поддерживается фондом имени К. Иванова, руководимый доктором исторических наук В. Ивановым. Фонд провел тайную сочувственную конференцию в Казани в память о падении Казанского ханства. Священный холм в г. Билярске в тихую полностью переделан на исламский лад. Монументально-декоративная стелла, выполненная профессиональным мастером из мрамора, до сих пор лежит не установленной на место, более того, вероломно под руководством того же фонда К. Иванова на место мраморной стеллы, достойно отражающей духовную культуру чувашского народа, при помощи людей с рынка, называющих себя суварами, установили бессмысленный столб скорбезной формы. Это все понятно, — дали задание, выполняют; деньги не пахнут. А вот позиция газеты ЧНК «Чӑваш тӗнчи» удивляет своей безпринципностью, которая из номера в номер этот подлый акт уничтожения чувашской культуры подает как за некое благое дело.
Чуваши исторически лишились своей государственности, территории, светской культуры. Теперь со всех сторон идут целенаправленные нападки на его язык, самоназвание и этническую культуру. Выстояли нашествие врагов, выстоим ли нашествия «друзей», вопрос времени. Все зависит от бдительности.
Эксперт НЭСГО
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Эх, Матькасси, каллех мăнтарăн СУВАР текеннине татах туртса кăларчĕç иккен!
Пат! татса калама вăхăт: "Чăваш" сăмах СУВАР тенипе нихăш енчен те çыхăнман! Тĕрĕс, тахçан кунашкал гипотеза модăра пулнă. Анчах та паянхи кун шайĕнчен пăхсан ку апла марри тÿрех паллă. 100 проччăнтлă пулмапултараслăхпа çапла çирĕплетсе калама пулать.
Çав СУВАР текен сăмаха унталла-кунталла çавăртарас тĕлĕшпе ытлашши иртĕнсе кайрăмăр.
Ку япала ĕнтĕ йăлахтарасси еннелле сулантарчĕ темелле.
Ну и о чём здесь идёт "спор"?