Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +15.3 °C
Икӗ куяна хӑвалакан пӗрне те тытайман.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Вадим: "Каким я вижу будущее Чувашии?"

Вадим22.02.2012 00:3227220 хут пӑхнӑ
- 1 -
Хочу поделиться своими мыслями по поводу темы: "Каким я вижу будущее Чувашии?"

По просьбе работника редакции районной газеты: «Ял пурнасе» Красноармейского района написал небольшую статью (на 21 листах) и хотел разместить в районной газете: «Ял пурнасе» Красноармейского района. Но там меня не поняли, а материал не напечатали. Вот Вам и наши руководители-бюрократы, которые так «стремятся улучшить нашу жизнь и не хотят, чтобы мы лучше знали свою историю».
К этому материалу прикладываю выписки из своей статьи, которую хотелось напечатать в районной газете еще в прошлом году.

Хотелось бы, чтобы наш чувашский народ продолжал существовать не только в XXI веке, но и в последующих веках.
Однако, глядя на те события, которые происходят у нас сегодня в обществе, невольно задумываешься:
- что с нами происходит?
- почему не растет, а уменьшается численность чувашского народа?
- почему изучение чувашского языка пущен на самотек?
- почему изучение родного чувашского языка происходит как изучение иностранного языка?
- почему мы за себя не можем постоять, как самобытная нация?
- почему мы себя не уважаем?
- и так далее, множество почему - ???
Почему и из-за чего это все происходит ???.
Можно конечно рассказывать «сказки», как у нас все прекрасно, как хорошо мы живем. Но, на самом деле все намного сложнее. Вы сами прекрасно видите, что происходит на самом деле.
Невольно приходят в голову мысли о том, что в последние годы, сложилась опасная тенденция к исчезновению нашей самобытной нации. И эта тенденция исчезновения движется вперед, широкими шагами. Исчезновение нации не происходит само собой.
Хотя эта тенденция началась еще раньше, за многие года, даже века.
Посмотрите по сторонам, «откройте свои глаза», прислушайтесь к разговорам людей и задумайтесь, поразмышляйте, порассуждайте, проанализируйте и затем в конечном результате, примите решение.
Или мы распрощаемся с нашей нацией навсегда или сохраним ее.
Вопрос очень серьезный. Среди нас есть очень много умных, образованных, грамотных, опытных людей, которые могли бы помочь в решении данного вопроса.
Здесь просматриваются ряд видимых причин:
1. Политика нашего общества поставлена так, чтобы уничтожить нашу самобытность, наш родной язык, нашу культуру, наш народ.
2. Особенно в последние 15 – 20 лет, руководители различных должностей, в силу своих полномочий, не принимали и не принимают никаких мер по сохранению нашей нации. Очень плохо то, что руководители различного уровня, особенно те, кому в первую очередь полагается заниматься развитием нации – им не занимаются.
3. Родители не изучают и не разговаривают со своими детьми на чувашском языке.
4. Чувашское телевидение слабо пропагандирует чувашский язык.
5. Работники домов культуры не занимаются развитием национальной культуры.
6. Работники ЗАГСа не занимаются и не принимают меры по восстановлению и пропаганде чувашских – фамилий, имен, отчеств.
7. Директора школ, учителя чувашского языка и различного рода другая интеллигенция не принимают активного участия в сохранении чувашской нации.
8. Повинны все мы с Вами, люди всех поколений. Своим проявлением безразличия к жизни нашего общества, к нашей нации, к родному языку, к родному району, к своей деревне. Своим безучастием в жизни нашего общества, своей безынициативностью.
9. Отсутствие гордости за родную нацию, за родной народ, за родную деревню, уважение к родному языку.
10. Вытеснение чувашского языка со всех разделов и переход на русский язык.
Если нет гордости к родной нации, то нет и уважения к самому себе.

- 2 -
Мы скоро исчезнем с лица земли, как нация. Время осталось немного, буквально – 100 лет и нас не будет. Срок очень маленький.
Неужели мы такие слабые, что не можем постоять за себя и решать свои проблемы сами?
Посмотрите, что делается у нас для развития уровня жизни нашего общества, нашей нации, нашей культуры, родного языка, родного района, своей деревни.
Да ровным счетом особенно ничего не делается, и не ничего изменилось. Хотя конечно, жизнь идет, что-то меняется, развивается. Давайте посмотрим.
Примеры, вот они, они видны не вооруженным взглядом:
1. Как проводились ежегодно «Проводы русской зимы», так они и проводятся, а где «Проводы нашей чувашской зимы» - нет.
2. Как назвали чувашские населенные пункты на русском языке, так они до сих пор и называются:
№ п/п Название населенного пункта на русском языке Название населенного пункта на чувашском языке Примечание
1. Чебоксары Шупашкар Непонятно, чей населенный пункт? Русский или чувашский
2. Красноармейское Малти Трак Непонятно, чей населенный пункт? Русский или чувашский
3. Дубовка
????? Непонятно, чей населенный пункт? Русский или чувашский
4. Иссаково
Караево
Алманчино
Досаево
и т.д. Иссак
Карай
Алманч
Тузай Почему окончания деревень – на «О»?
3. Как переименованы, искажены, исковерканы названия деревень:
Пикшик - и? Иссаково? Караево? Алманчино? Красноармейское? Досаево? Дубовка? и т.д.
4. Как не знаем фамилии и имена мужчин и женщин чувашского народа, так до сих пор и не знаем.
5. Как не изучают историю чувашского народа с 1 по 11 классы, так и не изучают. Когда историю других народов мы знаем десятки раз больше и лучше, чем свою. Историю своего народа, своей нации можно смело сказать – мы почти ничего не знаем.
6. Не знаем, что означают названия наших деревень? дни образования деревень?
7. СНК во главе с Лениным планировали создать Чувашскую республику в 1920 году в границах Булгарского государства 13 века, со столицей в городе Симбирск? Почему не получилось? Почему не дали? Почему отказали? Почему отменили? Или кто со стороны чуваш отказался и почему? Или еще что-то. Почему не рассказать бы правду?
8. Районный дом культуры - просуществовавший много лет и не выполнив своей функции, был ликвидирован?
9. До сих пор существуют улицы, названные коммунистами: Карл Маркс, Первомайская и т.д.
10. По кабельному телевидению и спутниковому телевидению «Триколор» есть суточный канал, для людей татарской национальности: «Татарстан – Новый Век», а для чувашей нет.
11. На чувашском телевидении, для чувашского народа количество передач на родном языке составляет всего несколько часов в день.
12. На фирменном поезде «Чебоксары – Москва» не передаются песни на чувашском языке.
13. Работники дома культуры, по серьезному, привитием культуры чувашскому народу не занимались и не занимаются.
Уважаемый наш чувашский народ. Проживающий на этой территории, в этих деревнях. Проснитесь!!!
ПОЧЕМУ??? Вы не уважаете себя, не любите родные деревни, реки, леса и т.д.
Названия, которые были даны (придуманы) нашими прадедами и дедами?
Теперь самое главное. Самое страшное и самое позорное.
Скоро мы не сможем разговаривать на родном чувашском языке.
Все нации стараются изучать, разговаривать между собой на родном языке, где бы они ни не были. А наши дети молодых родителей не знают свого родного чувашского языка.
- 3 -
Не разговаривают на родном чувашском языке:
- родители со своими детьми дома и на улице;
- в детских садах и яслях;
- в общеобразовательных школах;
- при проведении различных других мероприятиях и т.д.
Если не примем меры, то буквально через 100 лет наша нация исчезнет с лица земли. Это очень страшно, когда исчезнет еще одна нация со своей самобытностью, традициями, песнями, танцами, стихами, играми, пословицами и поговорками и на земле станет еще на одну нацию меньше.
Не упустить бы время, у нас и так уже много упущено, потеряно.
Вопрос останется вопросом, пока он не будет решен.
Почему такое произошло, происходит и продолжает происходить до сих пор?
Можно ответить коротко.
У нас отсутствует гордость за родную нацию, за родной народ, за родную деревню, уважение к родному языку, к себе.
За годы своего существования, чувашский (булгарский) народ потерял около 500 поколений.
Эта тенденция продолжается и в настоящее время.
Это те люди, которые забыли свой язык, свои традиции после обустройства своих жизней среди других национальностей. Тем самым, пополнив численность русскоязычного населения. Другим нациям наверняка тоже нелегко.
Газета еженедельник: «Аргументы недели» № 41 от21-27 октября 2010 года, Приложение к еженедельнику № 32 от21 октября 2010 года. Раздел: «Национальный акцент».
В одном из вопросов задаваемых главному редактору журнала «Дружба народов» Александру Эбаноидзе, приводятся такие данные. У нас в стране проживает - 182 народа, которые говорят - на 239 языках и наречиях.

Отдельно стоит затронуть и рассказать про тех родителей, которые учат своих детей разговаривать только на русском языке, забывая о том, что они люди чувашской национальности.
Родители и ребенок идут и разговаривают:
- муж с женой между собой – на чувашском языке;
- отец с ребенком между собой – на русском языке;
- мама с ребенком между собой – на русском языке;
Большинство родителей думают, что их ребенок будет лучше знать русский язык и разговаривать на русском языке лучше других.
При этом забывают главное:
- что «рубят сук на котором сидят»;
- что ребенок, разговаривая на русском языке и ни слова не зная чувашский – русским не становится.
- что повзрослевшего ребенка трудно научить разговаривать на чувашском языке;
- что ребенок, разговаривающий на русском языке и ни слова не знающий чувашский язык – русским не становится, его все равно будет выдавать генетический код;
- что чувашский ребенок, обученный на русском языке и ни слова не зная чувашский язык не может исполнить чувашские песни, прочитать стихи, поддерживать традиции и т.д.
- что родители «рубя сук, на котором сидят», автоматически необдуманно уменьшают численность чувашского народа.
Многие родители в семьях обучающие ребенка только русскому языку, забывают о том, что наступит время, они уйдут из жизни, как и многие другие родители. Дети, не знающие чувашского языка вырастают, женятся, выходят замуж и становятся родителями. Появившихся детей (1, 2, 3 ребенка и т.д.), родители не смогут учить их чувашскому языку по простой причине, так как родного чувашского языка, песен, стихов, традиций и т.д. они не знают, и обучить детей не смогут. И у этих и последующих родителей придет время ухода их из жизни. Ребенок взрослеет, женится, выходит замуж. Став родителями, они тем более не смогут учить своих детей на чувашском языке.
И также буду продолжать учить детей на том языке, на котором детей учили их родители.

- 4 -
Такая же картина будет происходить и у тех родителей:
- муж чуваш – жена русская. Будут учить ребенка только на русском языке, потому что жена русская и чувашского языка не знает.
- муж русский – жена чувашка. Будут учить ребенка только на русском языке, потому что муж русский и чувашского языка не знает.
Так будет продолжаться до тех пор, пока не останется последний чуваш знающий родной чувашский язык. Печальная статистика.
Кто он будет? Из какой деревни будет последний чуваш?
Все это может продолжаться примерно – 100 лет.
Печальный итог самоуничтожения нации и конечный результат:
1. В чувашских деревнях будут жить люди, разговаривающие на русском языке, но не русской национальности.
2. Название деревень чувашские, а все будут разговаривать в деревнях только на русском языке.
3. В последующем, дети забудут родителей чуваш, дети будут скрывать свою национальную принадлежность.
4. Люди, живущие в чувашских деревнях, разговаривающие на русском языке, но не русской национальности, будут игнорировать другую национальность.
5. В скором времени останутся одни воспоминания, возможно, написанная в книгах по истории, одним предложением: «Здесь когда-то в период с 9 по 22 век, на этой территории проживали люди чувашской (булгарской) национальности».
Если бы родители не проявляли безразличие, гордились своей родной нацией, уважали и любили родной язык, родной район, свою деревню, то примерно за 13 веков существования чувашского (булгарского) народа - численность чувашского (булгарского) народа к 21 веку выросла и составила бы примерно – 65 миллионов человек.
Почему все это происходит? Да потому, что:
- мы потеряли гордость – за родную нацию, за родной язык, за родной район, за свою деревню.
- мы потеряли - уважение к самому себе.
- мы проявляем безразличие к жизни нашего общества, к нашей нации, к родному району, к своей деревне.
- мы проявляем безразличие к своей культуре.
Люди! Проснитесь. Не допустите самоуничтожения самобытной нации! Помните, что:
1. Наша жизнь в наших руках.
2. Никто не придет и не решит наши проблемы.
3. Как мы обустроим нашу нацию, так она и будет.
4. Каждая нация пишет свою историю – сам.
Если мы хотим, чтобы наш родной язык, наша самобытная нация сохранилась и развивалась, Нам необходимо вернуться на свою дорогу развития нашего общества, чувашской нации, родного языка, родного района, своей деревни.
Глядя на наших соплеменников – чуваш, проживающих вне республики Чувашия, на территории Поволжья: в республике Татарстан; в Ульяновской области; в Самарской области; в Пензенской области; в Саратовской области; в Волгоградской области; в Оренбургской области, также подкрадывается мысль о том, что им еще тяжелее. Они существуют сами по себе. Никто им не помогает. Все это будет продолжаться до тех пор, пока не наступит время, и они исчезнут сами по себе, а останутся одни только названия деревень.
Для сохранения нации необходимо решить следующие вопросы:
1. Восстановить чувашские фамилии, имена, отчества.
2. Восстановить и узаконить – национальность булгар.
3. По истории включить изучение истории чуваш (булгар).
4. Восстановить исторически правильно созданные названия деревень.
5. Восстановить исторически правильно созданные названия рек.
6. Произвести реформу обучения в наших национальных школах.
7. Пересмотреть территориальное деление Чувашского (Булгарского) государства.
8. Пересмотреть названия улиц, рек, деревень и т.д.
9.Создать комиссию по развитию чувашского (булгарского) языка, традиций.
- 5 -
Для устранения ошибок необходимо сделать следующее:
1. Изменить политику в решении развития чувашского (булгарского) языка.
2. Развивать гордость:
2.1. за национальную принадлежность – чуваш (булгар).
2.2. за ведение разговора на чувашском (булгарском) языке.
3. Развивать национальную культуру
4. Развивать традиции, поговорки, стихи, сказки.
5. Развивать фильмы, видеофильмы, мультфильмы.
6. Развивать чувашскую (булгарскую) литературу, книги, журналы
7. Развивать чувашский (булгарский) язык.
8. Приглашать религию в духовном воспитании молодежи и зрелого поколения.
9. Пропаганда и привитие любви к родному языку, национальности, району, деревне.
10. Защищать повсеместно чести и достоинства наших детей, молодежи.

Очень нездоровая обстановка на сегодняшний день в столице городе Чебоксары.
Хотя по телевидению твердят, как хорошо мы живем и развиваемся, а на самом деле все это верится с трудом. Посмотрим на нашу столицу с другой стороны.
Создается впечатление, что польза в развитии чувашского языка, культуры, традиций у столицы низкая.
Некоторые парадоксы города Чебоксары:
1. Название столицы Чувашской республики раздвоилось:
Русские называют город – Чебоксары.
Чуваши называют город – Шупашкар. Непонятно, чей город?
2. На берегу залива написано: «Чебоксары – жемчужина России».
А тогда «Шупашкар – жемчужина……. чего»??? Может быть Шупашкар и не «жемчужина……Чувашии?
3. В городе имеются: итальянская кухня; узбекская кухня, русская кухня; восточная кухня и т.д., а чувашская кухня отсутствует. Чуваши наверное из года в год ничего не кушают.
4. Продавцы разговаривают:
- в магазине с русским названием «Сказка» - на чувашском языке.
- в магазине с чувашским названием «Акатуй» - на русском языке.
- в магазине с чувашским названием «Санар 2» - на чувашском языке.
5. Из столовых, кафе, ресторанов слышны песни на русском, армянском, узбекском и других языках, а на чувашском – не исполняются или слышны редко.
6. При въезде в город Чебоксары со стороны поселка Кугеси, стоит стелла с надписями: Сверху – Чебоксары, а снизу – Шупашкар, но не наоборот. Думайте сами.
7. Администрация центрального парка культуры и отдыха «Лакреевский лес», похоже, не особо любит песни в исполнении певцов чувашской эстрады, наверное поэтому в 2011 году, не было слышно чувашских песен.
8. 20 августа 2011 года на площади вещевого рынка «Ярмарка» прошел многочасовой конкурс «Мисс Поволжье», который организовал агрофирма «ЮРМА». В ходе проведения конкурса выступал певец Дима Билан, индийский певец и другие. Исполнялись различные русские песни, но ни одной чувашской песни. Не были приглашены ни один певец чувашской эстрады???. Народу было много. Наверняка, кроме всего прочего, основная публика чувашского народа ждала исполнения песен певцами чувашской эстрады. Но, …..? Думайте сами.
9. Еще много примеров можно привести…...
Но вот это хотелось бы выделить отдельно.
В газете «Чебоксарские новости» за № 78 от 23 июля 2011 года на 2 странице приводятся выступление Нелли Владимировой: Раздел – образование «На родном языке».
Языков и диалектов, на которых говорят в России, более 220…….
Высказывание руководителя Центра мониторинга и развития образования Жанна
Мурзина: - Как таковых национальных школ, где обучение ведется на чувашском языке, в городе нет…….(имеется в виду г. Чебоксары).
Получается, в нашей родной столице – нет ни одной чувашской общеобразовательной школы, где бы все учились и разговаривали на родном языке. А что-же делается тогда в других городах нашей республики?
- 6 -
Можете для себя сделать вывод:
11 поколений школьников чувашской национальности потеряны для чувашской национальности на данный момент, а сколько их было выпущено за многие годы.
Они, наши школьники, будущее нашей чувашской национальности:
- не знают и не разговаривают на своем родном языке;
- не знают и не уважают наших традиций;
- не знают, не исполняют и не любят наших народных и эстрадных песен и т.д.
Наша столица должна быть центром развития чувашского языка, культуры, традиций.
Все это должна передаваться в районные центры и другие населенные пункты, то есть, во все наши чувашские деревни. Но …..? Думайте сами.

Эта негативная тенденция продолжается и в настоящее время. Конечно, можно еще про многое написать. Слова словами, а дела делать надо.
В заключение.
Хотелось бы верить, чтобы наш чувашский народ «проснется от спячки», найдет в себе сил и мужества, для положительного развития нашего общества, традиций, национальной культуры, родного языка. Развивать гордость за принадлежность к чувашской национальности.
Тогда можно смело говорить о том, что наш чувашский народ, наряду с другими национальностями, будет продолжать существовать не только в XXI веке, но и в последующих веках.
 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Владимир // 9524-0699
2012.03.14 11:36
"Ниме" пе килĕшетĕп. "Чăваш", "Наци",- партисем тума юрамасть! Кусем пĕр халăха тепринпе хирĕçтерет (Конституция). Пулăна чăвашсем йĕркипе тытмалли йĕркесене çирĕплетекен парти вара каять.
Владимир // 9524-0699
2012.03.14 11:42
Нимĕнле элтепер те кунта кирлĕ мар. Чăваш халăх канашлăвĕ пулмалла. Шанмалли çынсене "Хыпарсем" çине кăлармалла. Чăваш Канашлăвĕ Элтеперне суйлĕ.
Владимир // 9524-0699
2012.03.14 11:46
Тархасшăн хальхи Чăваш Ен çĕрĕнчен айăккалла ан кайсамччĕ.
Вадим // 9795.2.8947
2012.04.28 22:19
Тимер, тавах сана та, тăванăм. Улатимер пулса тăрса,
хăрамасăр, пурте пĕрле, малалла ĕçсем туса пымалла. 30 çул яхăн - Урал, Çĕпĕр, Хĕвельтухĕç çĕрĕсеньче çÿресе тăван чĕлхене манман.Малалла та манмастпăр ĕнте.Малашне чăвашлах çырма тăрăшатăп. Тархасшăн,ан çилленĕр, хăшпĕр сăмахсене вырăсла çырнишĕнь.

Вадим // 9795.2.8947
2012.04.28 22:20
Мĕньшĕнь эпир, паян кун таса чăваш чĕльхипе калаçиманнине, эпĕ малтанхи статьяра çырнă. Павловский "НИМЕ" ятлă пĕрлешÿ тумалла тенипе килĕшетĕпь. Володя калани те лайăх. Пире питĕ лайăх пулăшма пултараракансем, мĕнь те пулин улăштарма, Госсовета е Правительствăна лекмелле. Пысăк ĕçе - пĕччень тăвимастăн, эпир ăна пурте пĕлетьпĕр.
Вадим // 9795.2.8947
2012.04.28 22:22
Володя калани: "хальхи Чăваш Ень çĕрĕнчен айăккалла ан кайсамччĕ", ăнланма йывăртарах? Атăл лешь еньчи чăваш çĕрĕсем вара пĕтчĕр-им? Вĕсем пĕтсень, вара çав ялсенче пурăнакан чăвашсем те пĕтеççĕ. Вĕсене кам пулăшать? Хамăр ытти чăваш ялĕсене пăрахма кирлĕмар.
Вадим // 9795.2.8947
2012.04.28 22:23
Чăннипех калас пулать - вăхăт хăвăрт иртсе пырать, нумай пĕтсе пырать. Кайран нимĕнь те тăвимастпăр.Акă сире пурне те шухăшлама ("пища для размышления")Атăл тата Урал сăрчĕсем хушшипе (между Волгой и Уральскими горами) ĕмĕрĕпех пурăнакан чăваш ялĕсем - мĕнь ятлă? Вырăсла каласан:
Вадим // 9795.2.8947
2012.04.28 22:24
Самая дальняя чувашская деревня, расположенная на севере?
Самая дальняя чувашская деревня, расположенная на юге?
Самая дальняя чувашская деревня, расположенная на западе?
Самая дальняя чувашская деревня, расположенная на востоке?
Кам пĕлеть? Эпĕ чăннипех каласан - пĕльместĕпь.А пĕлес килетчĕ.
Вадим // 9795.2.8947
2012.04.28 22:31
Только лешь ялсем мар, хăшĕсене куçса кайса туса лартнă: Тюменьская облаçĕньче, Çĕпĕр те, урăх вырăнсеньче. Болшевиксем туса лартнă Чăваш республикине, лайăх конечно. Анчах мĕньшĕнь ĕмĕрĕпех пĕр вырăнта ларакан, пурăнакан ытти чăваш ялĕсене унта кĕртьмень?
Atl // 3492.68.8352
2012.04.30 23:25
SERTE UNTRI : "У меня самые серьезные намерения вплотную приблизиться к Поэтам. Вот так вот."
" Togda wernis v te vremena!

Страницӑсем: 1, 2, 3, 4, 5, ... 8

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем