Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -0.7 °C
Ҫилсӗр ҫирӗк тӑрри те хумханмасть.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Аçтахар Плотников: Впечатления от поездки в Чӗркӗн

Аçтахар Плотников13.06.2006 15:116091 хут пӑхнӑ
Ну что сказать? В целом мне конечно же понравилось. Ехать пришлось через Казань. Меня сразу же заинтересовало отношение к татарскому языку в Казани. Татарская речь там звучала гораздо чаще, чем чувашская в Чебоксарах. Народ в пригородных автобусах чаще общается на татарском, нежели на русском. Хочется заметить, что церквей там я заметил больше, чем предполагал... Сам город Казань оказался куда чище чем Н. Новгород, хотя, когда я заводил разговор про грязь в Н.Новгороде мне часто говорили, что Казань тоже не такой уж чистый город. Но Казанцы могут не беспокоиться, по сравнению с Н. Новгородом ихний город можно считать очень чистым. Вот только в Казани оказалось очень много разрушенных домов. /я был около вокзала. Но уж могли бы там и прибраться — как-никак вокзал это лицо города можно сказать/. Очень много соженных домов. /также и в Н.Новгороде поступают... Если дом поджечь, то им гораздо проще его снести... Хотя... около вокзала полно покинутых домов, но никто не торопится начать строительство на их месте.../
Далее... наш путь пошел от Казани в сторону Апастово /Апас/. Места там, конечно же, красивые... Два часа пришлось ими любоваться /во время обратной дороги меньше — водитель довез за время чуть больше часа/.
В Апастово... мне стало чуть неуютно когда кругом начала слышаться только одна татарская речь. Тут еще Игрук меня приободрил, что если я отсюда буду выбираться, то без татарской речи мало кто согласится мне помочь... Мол некоторые по-русски даже не знают.
Про татарский язык. Мне, конечно же, начали говорить, что татарский язык понять сложно. Но я бы не сказал, что понять практически нельзя. Общий смысл предложений можно угадать. Правда некоторые слова вообще разные... Но часть их речи я понять смог.
О деревне. Ничего такая деревня. Больше, чем мои родные Лапсары. Наверное, по большей части от того, что деревня разрастается. В деревне есть детский сад, дом культуры. Кладбище расположено в самой деревне. Татар и чувашей хоронят на разных кладбищах. Татар хотя и мало /Игрук говорит, что их там всего 5-10 домов всего/, но размер их кладбища такой же. Правда в самом кладбище могилок меньше. А сами могилы не отличаются почти. Те же деревья, те же оградки... Ну разве что у чувашей стоят кресты, а у татар — простые столбики.
Еще меня, как вырасшего около города, удивило большое количество лошадей. Даже в Мижулях /Марпосадский район/ их столько не было, как здесь.
О Ҫимӗк в Чӗркӗн. Игруку очень не понравилось то, что на кладбище приехал священник. Он там что-то читал... Мне он был как-то не интересен. Зато очень заинтересовала женщина, что приехала сюда продавать свяческие церковные принадлежности. Иконы, свечи, лампадное масло, книги и т.д. Удивило то, как эта женщина объяснила проведение Ҫимӗк в четверг. Оказывается поп не всюду успевал и поэтому Ҫимӗк проводят на разных кладбищах в разные дни. /У нас то считается что это сделано от того, что родственники лежат на разных кладбищах, и поэтому чтобы народ успел побывать и помянуть их и сделано в разные дни./ Еще эта женщина говорила, что пить на кладбищах низя, что русские не пьют и т.д.
Чуть поодаль стоял столик от местного магазина. Стоял и скучал. И понятно — ну кто будет там что-то брать? Ведь все же идут на кладбище со своей едой! Маленький магазинчик той женщины из церкви пользовался хотя бы мааалюсенким спросом, то столик местного магазина вообще скучал.
Месторасположени кладбища... Детишек этой деревни явно не испугаешь кладбищенскими страшилками, ибо они к нему с детства привыкли, наверное. Кладбище находится в деревне. Я такого еще не видел. У нас всегда кладбища находятся в отдалении. Но народу на кладбище мне показалось больше чем у нас. Хотя, может быть, просто показалось. Игрук мне тут говорил, что на кладбище была слышна только чувашская речь ранее... Но я слушал и русскую и чувашскую. И причем они звучали в одинаковых пропорциях. Очень заинтересовало то, как они поминают. У нас то для этого делают специальные лавочки на могилах, а тут народ стелит большущую скатерть и большой семьей усаживается вокруг. Правда несколько специальных скамеек я все же заметил. Но большая часть народу сидела на скатертях.
В отличие от наших мест, здесь народ на Ҫимӗк пьет мало. У нас после Ҫимӗк пьяного народа гооораздо больше.
Народ тут, как я понял, любит все делать сообща. Как пришли общей массой на кладбище, так и покинули его почти одной дружной толпой.
Хороводы... После Ҫимӗк народ устроил хороводы. В хороводе участвовало только старшее поколение. И по большей части пенсионерки. Остальные довольствовались только лицезрением. Поводили немного хороводы, начали плясать. Мне понравилось как танцевала тамошняя некая девушка. Она была единственной из молодого поколения, кто принял участие в этом веселье. Попев немного и потанцевав народ разошелся.
Далее мы поехали к Чӳк юманӗ. Это было деревно, стоящее в отдалении. Дуб малость был развалившийся. На одной ветке висели шкуры от прошлых Уй чӳк. Сделали пару фотографий и вернулись в деревню. Навестили Маша аппа, которая года два назад проводила уй Чӳк. Но из разговора с ней стало ясно, что уй чӳк в этом году не будет. Она рассказала, что в книге вычитали, что проведение уй чӳк есть большой грех... И еще что мне запомнилось — это то, что она видела дальнейший путь в русификации. Мол с русским народом не пропадем... /я вот не понимаю, зачем нужно быть похожим на кого-то? Неужели нельзя иметь собственное достоинство, и чтобы, наоборот, остальные хотели быть похожим на тебя?/.
Далее меня заинтересовали места с названием Улӑп тӑпри и Хӗр тӑвӗсем. Причем о последнем она рассказала совсем другую легенду, нежели чем та, что ходит у татар. И наконец-то мне удалось попасть на Улӑп тӑпри, куда я так стремился попасть! Что сказать? Место, и это видно сразу, рукотворное. Там кто-то кажись пытался ее разрыть... Но судя по рассказам, так ничего и не нашли. НО Маша аппа уверяла, что там кое-что люди все же находили... Хӗр тӑвӗсем находятся у Свияги /Сӗве/. Место тоже очень интересное.
Уй чӳк все же состоялся /вернее он там был в виде уже шашлыка. Вернее в виде коллективного шашлыка/. Я не знаю, может там и проводили некие моления, но когда мы туда приехали, то там бараны уже были разделаны и варились в большом хуране. Народ вокруг уже был в большом веселье /явно после Ҫимӗк еще приняли/. И посему смотреть особо было нечего.

//Позже еще что-либо добавлю.
//Фотографии будут попозже.
 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Анонимла // 1633.49.9697
2006.06.13 15:32
а почему дома поджигают?
Anonymus // 4082.55.1115
2006.06.14 10:52
Horosho, shto uj chük sostojalsa....
ua9jkw // 2051.65.3138
2006.06.14 12:12
Уточню после отпуска ,но у нас Çимĕк проводили в среду (юнкун),а православный священник на Çимĕк -это (мне кажется)кощунство по отношению к традиционной (исконной вере).Пусть бы на Троицу и служил.
ua9jkw // 2051.65.3138
2006.06.14 12:38
Уточню после отпуска ,но у нас Çимĕк проводили в среду (юнкун),а православный священник на Çимĕк -это (мне кажется)кощунство по отношению к традиционной (исконной вере).Пусть бы на Троицу и служил.
2006.06.14 16:18
Аçтахар Плотников
Я тут сейчас у себя послушал и у нас этот праздник называют "Тройца", "Родительская суббота"
ua9jkw // 2051.65.3138
2006.06.14 16:26
С глубоким уважением отношусь к православной Родительской субботе ,память о предках -первое дело! Но Çимĕк бы желательно справлять отдельно ,православные чуваши его могут праздновать как старинный ритуал .
Сувар С. // 3054.82.9585
2006.12.03 04:09
а почему дома поджигают?
Криминальный метод захвата чужой земли.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем