«Çап-çут хĕвел çӳл ту хыçне васкавлăн анчĕ...»


Çап-çут хĕвел çӳл ту хыçне васкавлăн анчĕ,

Сĕм тĕттĕм каç васкать хуçаланма.

Ачалăхăм, каç пулнă пек, тарса пытанчĕ,

Асамлă утпала васкарĕ пуль канма.

 

Эс мĕншĕн тĕлĕк те пулин пулса килместĕн,

Самантлăха кăна памастăн çунатна?...

Эп саншăн пит тунсăхланисене пĕлместĕн,

Мана мĕн-ма нихçан илместĕн хăв патна?

 

Ачалăхăм, ачалăхăм, çунатлă кайăк,

Тепре килсе, вĕçсе эс çаврăн ман тавра.

Çӳçсем шап-шур пулсассăн та чунра пит лайăх —

Мăнукăм ман пекех чупса çӳрет умра.

 

30.04.2007.

Вулавçăсен шухăшĕ Вулавçăсен шухăшĕ


Почемучка (2012-06-05 16:48:39):

Юхма Мишшинчен каçару ыйтатăп урăх япала пирки çырнăшăн. Шупашкарта пĕр анчах-анчах пиçсе тухнă "профессор" Г. Тафаев пур. Юхма Мишшине хăйĕн тус-юлташĕсен шутне кĕртет. Малалла вырăсла çыратăп.

 

Премудрости от профессора Г. Тафаева. Бредни "профессора" взяты без изменеий из его статьи «Цивилизационный подход в чувашской исторической регионалистике».

 

Каждый историк по своему трактует свою правду, свою полуправду, свою ложь. Как дозировать правду, полуправду, ложь? ( Ред.Видимо всему этому учат в уважаемом учебном заведении.)

Российская история оказалась в сложной ситуации – кризиса, что это сталинизм, брежневизм, догматизм, сектантство или возвращение к правде от сплетни полуправды и лжи. (Ред. Бред какой-то)

Тоталитарная модель (социалистическая цивилизация) в конце XX века наша история по мнению западных исследователей, завершилась, по мнению российских ученых, «перевернулась» или возвратилась в русло «неработающей правды».

Правда и регресс, правда и стагнация, правда и прогресс идут рядом. Кадры историков на рубеже века «расслоились». Одни отошли от марксистко-ленинской методологии, другие модернизировались в либерал-демократов, третьи трансформировались, четвертые ушил в «мир иной». (Ред. Бред сивой кобылы)

 

Такова была эпоха и винить в ортодосканальном марксизме будь ошибкой, каждая эпоха выдвигала свои кадры – историков. (Ред. Бедная эпоха, кого ты выдвинула!)

Монополия центральных исследовательских центров и школ завершилась. Но центральные учреждения имеют возможность политизировано играть, используя систему грантов. Научные исследования поощряются изучение в отказывают. (Ред. Он думает, что в Москве так-же занимаются бреднями)

 

Мы предлагаем свой вариант цивилизационных этапов в развитии чувашской (древнечувашской) цивилизации. (Ред. Аха, только тебя и ждали) Нам думается, что для чувашской истории она такова:

1. Московский (1551–1700 гг.);

2. Петровский (1700–1860 гг.);

3. Яковлевский (1860–1920 гг.);

4. Советский (1920–1991 гг.);

5. Постсоветский (с 1992 г.).

Например, мы в курсах «История чувашского труда и Чувашии», «История и культура родного народа» достаточно подробно изучаем работы Н.Я. Данилевского, В.И. Ламанского, Л.Н. Гумилева, А. Тойнби, С.П. Хантингтона. Студенты готовят курсовые и дипломные проекты по теории цивилизации. Так, в течении 2003-2007 учебных годов защищены дипломные исследования по И.Н. Смирнову, А. Тойби, И.Я. Данилевскому. ( автор: бедный, бедный Гумилев!)

Автором (Тафаевым) за последние 10 лет выпущено около 50 учебных и учебно-методических пособий, атласов для общеобразовательных школ совместно с подготовленных с учетом цивилизационной теории, опубликовано около 60 статей по локальным цивилизациям. Воистину верно говорили древние: Сорная трава быстро растет.

Нельзя отбрасывать роль психолого-личностного подхода к истории, роль С. Разина, Е. Пугачева и чувашской истории. Выступления чувашских крестьян в этих «бунтах» явились катализатором депрессий или развития в Чувашском крае. Что здесь больше: цивилизационного или антицивилизационного. Изучая этот период в истории чувашского народа мы должны понять:

1. Крестьянская война;

2. Крестьянский бунт;

3. Царистская идеология;

4. Казацкая война;

5. Казацко-крестьянский бунт;

6. Позиция чувашской аристрократии.

 

Особым вопросом в чувашской истории является европейская (российская) колонизация Чувашского края. Методы, формы, этапы, личности исследования. Европейская или азиатская (евразийская) колонизация Чувашского края. Можно детально разработать причины отставания, «европизации», «капитализации» Чувашского края».

Чувашские ученые продолжают исследования по рабочему классу, аграрной проблеме. Кончено, сейчас нет классовой предвзятости. Проблемы достаточно исторические и следует продолжить их изучение.

Думается, что историки должны более детально обосновать время зарождения г. Веда Сувар (г. Чебоксары). Мы (Тафаев) считаем, что время основания не только 1237 г. (по В.Д. Димитриеву), но и далее Xв. (923 г.). По утверждению археологов Хулаш, Тигашево, Таяба основаны в Xв. Мы считаем, что процесс заселения Горной Болгарии (Чувашского края) шел с 923 г., археологи доказали, что города Тигашево, Таяба, Хулаш возникли в 30-50 гг. Xвека. Таким образом, мы считаем, что процесс продвижения болгар укрепился с 923 г. Знать, ремесленники, крестьяне Центральной Болгарии из-за непринятия исламизации стали переселяться в леса Горной Болгарии. Получается, что основание г. Веда Сувар следует отнести к 930-950 гг. Xв.

 

Калăрха, Юхма Мишши, тархасшăн, Г. Тафаев йышши "профессорсем" Шупашкарта нумай -им?

 

Вол (2012-06-06 09:37:54):

Ку "профессора" çырма вĕрентме шкула кайма сĕнетĕп.

 

add comment Çĕнĕ комментари хуш


Ят:
Хăвăр шухăша çырса пĕлтерĕр:

Ă ă Ĕ ĕ Ç ç Ÿ ÿ Ӳ ӳ « ... »
Хаклав:
Шухăшĕ:
Чĕлхе илемлĕхĕ:
Содержанийĕ: