(к 85-летию со дня рождения философа Валериана Ермакова)
Приближался праздник Радоницы, то есть родительский день, время поминания усопших (вилнисен кунӗ). Внуки попросили фотокарточки кугазея (ранен был в 1941-м под Смоленском) и асатте (убит в 1942-м под Калугой) для «Бессмертного полка». Среди множества старых снимков попалась на глаза «философская» фотография 2002 года — узнаю на ней докторов философии Антона Петрухина, Геннадия Трифонова, Владимира Чекушкина, Валериана Ермакова…
В памяти всплыл момент встречи с философом Валерианом Моисеевичем Ермаковым (родился 29 апреля 1937 года в деревне Тури-Выла Аликовского района, ушел из жизни 12 июля 2011 года в Чебоксарах). С ним я познакомился на похоронах уважаемого профессора А.И. Петрухина. Валериан Ермаков, заведующий кафедрой философии ЧГУ, был в шапке с опущенными «ушами», в необычной для него манере быстроходно организовывал процессию.
Так сложилось, что со всеми чувашскими философами я шапочно знаком. Среди них Валериан Моисеевич стоит особняком. В моей памяти он остался серьезный, строгий, вдумчивый, точно классик философской мысли, на чистейшем метафизическом уровне рассуждающий о проблемах познания мира и человека.
Ко дню рождения профессора Ермакова хотел написать краткую информацию. Ищем и не находим его портрета. Я был у него в гостях, встречался не раз, а фотографий нет! Он отказывался от фотокамер. В энциклопедиях один и тот же паспортный снимок. В районной книге та же фотография. Это у него с военного трудного детства — не желал красоваться перед объективами.
Коротка память о человеке. Снимки, доски, надгробия тоже временны. Всё уходит вместе с поколением. Едва ли пышные словеса и вензеля на фотографиях возбудят в потомках что-нибудь бессмертное. Долговечны лишь дела и творения, если они добрые и нужные. Другого такого философа, интеллектуально насыщенного и нравственно безупречного, как Кант, у чувашей нет, и в этом смысле личность Валериана Ермакова героическая. Кто знал, тот помнит его твердый, на удивление стойкий и честный характер.
На таких и держится истинная жизнь.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Ничего против философа-классика не имею, однако, как кажется, всё же не "Классик познания высоких проблем", а сложных проблем. Далее "...родительский день, время поминания усопших (вилнисен кунĕ)". Да, день поминовения усопших - это "ваттисен кунĕ", но никак не вилнисен кунĕ. Даже у язычников-чувашей это так. Если родительский день - время поминовения усопших и пусть пока будет так, однако, как можно говорить о долговечных делах и творениях... Что есть есть еще нечто "коротковечное" или "кратковечное"? Вечность не имеет протяженности, а время изменчиво. Совершенно не случайно, у Бога и для Бога нет мертвых, у Бога все живые, у Него всё "здесь и сейчас". Хочется, чтобы о классике говорили классично - образцово.