Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +3.3 °C
Пуриншӗн те пӗр хӗвел.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Микула: Нас снова обсчитают ?

Микула04.11.2021 11:537047 хут пӑхнӑ

Татищев Василий Никитич в «Истории Российской» (XVIII в.) писал:

 

"Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Симбирской"; "Чуваши, народ болгарской, около Казани"; "Вниз по Каме жили биляры, или болгары, и чолматы… ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно"; "Оставшие болгарские народы чуваша".

В 1920-е годы в ходу не без исторического основания бытовала идея переименования чувашей в болгар, вслед за переименованием черемис в марийцев. Была целая кампания изменить название "Чувашская АССР" в наименование "Булгарская АССР".

В 1826 г. в Казанской губернии было чуваш и татар — 508 228, из них: чуваш — 371 758 (73 %), татар — 136 470 (27 %).

 

В 1897 г. в Казанской губернии чуваш и татар — 1 257 311 , из них: чуваш — 513 044 (40 %), татар — 744 267 (60%),

Быстрый рост татар, как утверждают историки, связан с "поглощением" чувашского народа.В 1925 году Петров-Тинехпи в докладе "Происхождение чуваш" отмечал:«на основании многих документов 16-19 вв. мы находим следы существования чуваш в таких местах, где их в настоящее время вовсе нет, но есть татары. Так чуваши жили в самой Казани, как её постоянные жители, в количестве 150 дворов, за Булаком; г. Арск и Арская земля сплошь была населена чувашами; Лаишевский уезд по обоим берегам Камы занят был ими; к западу от реки Свияги не было татар вовсе, а были чуваши».

По свидетельству Стрежневского В.И. в “Выписи из отделённых книг сотника алатырских казаков 155 (1647) упоминаются обширные поместья чувашских мурз в нынешнем Сергачском уезде; видно из ведомости составленной Васильским исправником Станиславским ещё в 1802 г. в которой прямо сказано “они же сами из чуваш”. Далее чуваши в 16 веке жили в Слободском уезде, по реке Чепце, в Елабужском уезде, в Сарапульском уезде и т.д. Во всех указанных местах в настоящее время чуваш нет, они отатарились: Старое Никитино и Новое Никитино, Солдакеево, Обрыскино, Новое Узеево, Среднее Челны, Тугаево, Сунчелеево и Большие Савруши Чистопольского уезда, Белая Воложка и Утеево в Тетюшском уезде, чувашский Брод в Спасском уезде и прочее и прочее.»

Из доклада христианского миссионера С. А. Багина под названием «Об отпадении в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления» :

«Центром пропаганды магометанства среди татар Казанской епархии и других приволжских губерний является Казань.Как видно из приведённых статистических данных, число татар за 70-летний период увеличилось настолько сильно (на 150%), что в настоящее время превышает число чуваш, вместо вышеприведённых 8,483 чел. — 1834 года, уже на 222,094 человека. Число это указывает, насколько быстро идёт поглощение татарами-магометанами различных инородческих племён: чуваш (больше других), черемис, мордвы и вотяков. Цифры эти не могут не обратить на себя внимание тех лиц, которым дороги интересы Православной Церкви и Русского государства, так как отатаривание инородцев продолжается и в настоящее время, и татарско-магометанское население неестественно быстро увеличивается."

Венгерский ученый Д. Месарош считал, " что большая часть народа(чуваш) когда-то была мусульманами, но в результате позднейшей неблагоприятной политической ситуации связь между ними и мусульманским миром прекратилась и в душе народа не укоренившийся ислам слился с еще не совсем забытым язычеством".

 

Чуваши во время их"насильственного крещения" стали видеть в исламе средство социального сопротивления,но принятие ислама вело к обязательному отатариванию не по вине имамов которые якобы требовали отречения от национальности чуваш ,а в большей степени от отношения церкви и государства к тем кто принял ислам. Православная Церковь преследовала людей добровольно принимавших ислам. Жен заставляли разводиться с мужьями, мусульман насильно «возвращали по прежнему в Чувашу» .

Один пример из множества: «Правительствующий Сенат, по ведению Святейшего Правительствующего Синода, в коем объявлено, что [...] слушав присланного из обретающейся в Свияжске Новокрещенских дел Конторы рапорта, в котором объявлено: минувшего де 1743 года Февраля 22 дня, по сообщенной из Конторы Новокрещенских дел в Казанскую Губернскую Канцелярию промемории, продолжалося следствопроизвождение о сысканных в Свияжской Провинции превращенных в Магометанской закон из Чуваш : "быть в той же Чувашской вере и обязать их подпискою, под смертною казнию, чтоб они впредь Магометанского закона отнюдь не держали и в том за ними смотреть Сотникам; а ежели тайно или явно оной закон будут содержать, и в том от кого изобличатся, за то казнены будут смертию без всякия пощады; замужних Чувашек за Татарами 26, отобрав у Татар, возвратить от них в Чувашу в прежние их жилища, понеже де они Татара брали их за себя в противность указов; а детей их, прижитых с Татарами, оставить в их Татарском законе; обрезателям и превратителям 16 человекам, по силе Уложенья и Губернаторской Инструкции, за оное их, в противность указов, превращение и обрезание Чувашского народа в свой закон, хотя де надлежало учинить смертную казнь, но по Всемилостивейшему милосердному Ее Императорского Величества 1744 года Июля 15 дня указу от той казни их свободить, а послать на житие вечно в Сибирь».

Что в итоге ? Десятки сотни тысяч чуваш ,принявших ислам, вынудили скрыть свою национальную принадлежность и назваться татарами. События такого рода не могли носить случайный характер. Данный вопрос следует рассматривать в более обширном плане,чем это делалось раньше. Еще при Петре Первом были сделаны первые шаги использовать ислам во внешнеполитических целях.

Необходимо отметить ,что Петр не являлся исламофобом. Главным для царя была преданность подданных ему лично и их вероисповедание особого значения не имело. При его дворе служил мусульманин Кутлуг-Мухаммед Тевклеев. Он выполнял ряд поручений по вопросом отношений с Турцией , Ираном и в Средней Азией. Он сумел склонить хана Младшего шуза Абдул-Хайра и признать подданство России. В 1755 Елизавета Петровна произвела его в генерал-майоры. В царствовании Екатерины Великой имперская власть более масштабно начинает использовать "внутренний ислам" для внешнеполитических и внутренних задач. После присоединения Кавказа, Крыма и Средней Азии требовалось провести большую работу по интеграции "внешних" мусульман в подданных империи. Для этого использовали "мягкую силу " российских мусульман.

Касимовское мусульманское ханство сыграло значительную роль в восточной политике Российского государства, считает историк В. А. Волков. Оно стало воротами Руси на восток и воротами Востока на Русь: мусульманское государство, инкорпорированное в Великое княжество Московское и ему служившее и в военном, в дипломатическом и в политическом отношении.

В многочисленных войнах ,которое вело Московское государство,на его стороне участвовали и отряды мусульман. Так было и в 1552 году в походе на Казань.

В целях расширения социальной опоры самодержавия, особенно после крестьянской войны 1773-1775 годов, имперские власти начинают активно вовлекать татарскую знать в состав российского дворянства.

Уже в первой половине 80-х годов многие муллы находились на государственном жаловании. С выходом же 22 сентября 1788 года указа "Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими", царская администрация получила полный контроль над их деятельностью. Когда возникала потребность в определении на должность того или иного духовного лица, претенденты первоначально испытывались на "благонадежность", а затем подлежали утверждению генерал-губернатором.

 

Таким образом, с начала 80-х годов XVIII века царизм делает ставку на Ислам как силу, способную содействовать укреплению самодержавия. Показателен в данном контексте фрагмент именного указа от 27 ноября 1785 года, адресованного тому же барону Игельстрому: " Снабжение разных родов киргизских муллами, немалую пользу в делах наших принести может: почему вы и стараетесь определить оных, истребовав из казанских татар людей надежных, дав им потребные наставления к удержанию киргизцев в верности к нам, и к удалению их от набегов и хищничества в границах наших. Сим муллам вы можете при посылке их произвесть небольшую денежную дачу, а при том по мере верности и тщания в исполнении возлагаемого на них по службе нашей, обнадежить и большим награждением". Намерения царского правительства использовать казанских татар в качестве духовных лиц у степных народов зафиксированы также в именном указе от 21 апреля 1787 года. А указ Екатерины II от 28 февраля 1792 года свидетельствует о том, что их пытались использовать уже для "приведения в веру" кабардинцев и строительства мечетей в "Большой и Малой Кабарде".Документы дают картину перемен, произошедших в жизни мусульманского духовенства в царствование Екатерины II. Заканчивался период конфронтации с царизмом, наступал период сотрудничества и служения ему.

Резкое увеличение мусульманского населения в Поволжье путем "отатаривания " основной массы чуваш необходимо связывать именно с этими изменениями.

 

Чувашская феодальная элита прекратила существование вскоре после вхождения Чувашского края в состав Московского государства. Значительная её часть была уничтожена ещё в военных столкновениях, сопровождавших присоединение Поволжья к России (1545—1552) и в последовавших за ним восстаниях . Представители чувашской знати, пережившие эти события, став вассалами царя в короткий срок лишились своего положения.

 

В XVII веке еще сохранялась лишь прослойка мелких и средних чувашских феодалов: десятников (чув. вунпӳ), сотников (ҫӗрпӳ) и тарханов (турхан). По статусу они приравнивались к мелким и средним служилым людям. Единственный в это время чувашский владетель, упоминающийся в русских источниках как «князь», то есть представитель высшего звена традиционной чувашской аристократии, - это Темей Теняков. В чувашской феодальной системе он носил титул пю (чув. пӳ — эквивалент титула бей, бек у других тюркских народов).,

Уничтожение элиты,активное участие чуваш в крестьянской войне и сопротивление насильственной христианизация сыграли определенную роль в процессе "отатаривания" чуваш. Не исключено, что это было сделано самодержавием преднамеренно и является актом государственного регулирования численности народов.

 

Первоначально сама Церковь навязывая силой православие способствовала началу отатаривания чуваш.Позже всячески пыталась это остановить,но не столь успешно как бы они не старались. Царское самодержавие путем всевозможных запретов и угроз отрезало нить, связывающую людей принявших ислам и христианство,но думается что это не навсегда.

Не дайте себя обмануть,нас намного больше чем вы привыкли думать,не дайте себя обсчитать. Порой нам говорят , если не знаешь чувашского языка то уже не чуваш.

Чаще это не наша вина. Нам,как и в былые времена, пытаются навязать стереотип поведения отказа от своей национальной принадлежности и ставить в искусственно созданные узкие рамки .

Кроме чуваш владеющих чувашским языком есть и чуваши для которых родным языком стал русский или татарский. Кроме чуваш православных есть чуваши-мусульмане или просто сторонники народной религии. У всех есть право называть себя чувашами и быть причисленными к чувашской нации.

 

В 1897 году чуваш даже после больших потерь в процессе "отатаривания" насчитывалось 843.755 человек . Возьмем для сравнения численность узбекского народа ,их было тогда 726.534. В 2010 году чуваш было 1,44 миллиона.Узбеки за это время стали самым крупным по численности этносом Средней Азии. Всего в мире насчитывается около 30 миллионов узбеков. В 1956 году государство встало на путь обрусения всех нерусских народов СССР через школы. Переход исключительно на русский язык обучения в школах дал резкое снижение числа чувашей. В большинстве школ с переходом на русский язык обучения исчезли уроки чувашского языка и литературы. Это дало толчок к обрусению детей. В городах, райцентрах и некоторых крупных сёлах вслед за чиновниками многие родители начали воспитывать своих детей на русском языке, по-русски. Но их ли в этом вина? Чувашского окружения нет. В школах райцентров до сих пор родной язык отсутствует. Это главная причина обрусения . Скольких чуваши недосчитаются на этот раз?

 

Кроме того,я полагаю, в городах Чувашии должны быть детские сады с родным(чувашским) языком воспитания .

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Тимӗр Акташ // 3161.09.8938
2021.11.05 22:20
Питӗ кӑсӑклӑ статья! Мана та 1957-мӗш ҫулта ТАССР чӑваш ялтан куҫнӑ ачана 1958-мӗш ҫулта Шупашкарти 6-мӗш шкулта анне-атте пӗрремӗш вырӑс класса вӗрӗнме ячӗҫ. Шкулта чӑвашла пачах вӗрентмен. 1990-1991-мӗш ҫулсенче, Перестройка чух кӑна хам чӑвашла вӗрӗнме пуҫларӑм.
1956-мӗш ҫулта мӗнле официаллӑ йышӑнупа, е постановленипе вырӑс мар вӗренекенсене вырӑсла кӑна вӗрентме хушнӑ? Е вӑртӑн йышӑну тӑрӑх? Е "Для служебного пользования"?
Евразиец // 1977.69.9930
2021.11.06 15:49
Мигула, сколько у вас детей дошкольного возраста, чтобы отдать их в детский сад с чувашским языком обучения и воспитания? И сколько в количественном отношении родителей из чувашей готовы отдать своих детей в предлагаемые вами детские сады? Вы исследовали или у вас есть уже научный расклад по этой проблеме? Если вы не можете ответить на эти три вопроса, выходит вы просто пустой болтун.
Я лично интересовался этой проблемой. Например, многие простые рабочие из Чебоксары говорят, что "наша современная интеллигенция хочет, чтобы мы своих детей отдавали в чувашские дошкольные или средние образовательные учреждения для обучения чувашскому языку. Этим они (вы, интеллигенция) хочет, чтобы наши дети всегда были в подчинении у их (ваших т.е.) детей. А сами они (т.е. вы, интеллигенция) своих детей чувашскому языку не учат и их (т.е.ваши) дети языка не знают". Я это лично слышал (поскольку сам спрашивал) от нескольких десятков человек. И все они говорили с легкой, недоверчивой улыбкой на лице. Что впустую болтать, если нет авторитетных научных исследований?
2021.11.06 16:10
Аçтахар Плотников
Ненавистник чувашского языка и культуры опять все обсуждение перенаправляет на мысль, что чуваши сами отказываются от своей культуры и языка. Шовинист вы наш, если бы вы интересовались не в негативном ключе, то знали бы, что востребованность есть. К примеру, несколько лет проработала школа с чувашским обучением (туда были очереди на зачисление). Сменился директор и все прикрыли. Таких как вы всего 1 человек и не надо тут пытаться распространить свою позицию. Прекратите распространять бытовой шовинизм! //на ваши сообщения я все равно отвечать не буду.
Микула // 1077.37.9691
2021.11.06 20:51
Постановление ЦК ВКП (б) «О мерах улучшения преподавания русского языка в школах автономных республик и областей РСФСР» предусматривало увеличение часов на изучение русского языка в национальных школах с 549 до 1590 часов, создание во всех национальных педагогических и учительских институтах отделений для подготовки преподавателей русского языка в национальных школах, https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-yazykovoe-stroitelstvo-v-sovetskom-soyuze-v-poslevoennyy-period-osnovnye-napravleniya-i-tendentsii/viewer
Микула // 1077.37.9691
2021.11.06 21:30
Евразиец ,ответь нам, почему такая большая разница в национальном образовании,особенно в дошкольном,между министерствами образования Татарстана и Чувашии ? Почему? Словно в разных галактиках вращаются. Вы "лично интересовались "мнениями нескольких людей и пытаетесь философствовать и научные исследования требовать. Тут особо "мудроствовать" и не надо. Все на виду.Сравнивайте. 25 ноября 2020года в Государственном Совете состоялось подведение итогов республиканских конкурсов «Лучшая практика обучения на родном (татарском, чувашском, удмуртском, марийском, мордовском) языке в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях Республики Татарстан» и «Лучший детский сад по организации обучения и воспитания детей на родном (татарском, чувашском, удмуртском, марийском, мордовском) языке». Награды победителям вручили заместитель Председателя Госcовета РТ, председатель Комиссии при Президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка Марат Ахметов и министр образования РТ Ильсур Хадиуллин.https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/1873975.htm
Евразиец // 1977.69.9930
2021.11.07 12:03
Мигула, что же получается, я вам про Ерёму, а вы мне про Фому. У Аçтахара, так называемого, тоже никакой логики... Он русских критикует за "АВОСЬ", а сам поступает по той же русской поговорке: "Горбатого и могила не исправит". Что же вы так, не знаете законы логики - науки о правильном мышлении? Выходит не знаете того, что раньше (до революции 1917) знали учащиеся 7 класса гимназий. Ладно, это ваши проблемы, не буду я с вами больше связываться, ибо великим психиатром-врачом К.Г.Юнгом сказано: "С чем борешься - того наберешься". Удачи вам, "хромайте" и дальше.

Страницӑсем: 1, 2, [3]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем