Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +3.3 °C
Тимӗре хӗрнӗ чух туптаҫҫӗ.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Микула: Куда подевались тридцать миллионов чуваш ?

Микула01.04.2021 05:0410453 хут пӑхнӑ

Помнить своё прошлое важно не только целому народу, но и каждому отдельному человеку. Ведь у каждого свой путь и своя история . Понять настоящее и делать прогнозы на будущее необходимо каждому из нас. Скоро перепись населения . Каковы будут результаты ,об этом мы можем лишь догадываться.Предстоящая Всероссийская перепись населения, назначенная на октябрь 2020 года и отложенная , беспокоит не только политологов, экономистов и социологов. Национальный срез её итогов обозначит реальный статус и перспективы развития народов, входящих в состав Российской Федерации.Численность чувашей начала заметно снижаться после 1989 года. До этого с XVIII века наблюдался стабильный рост.

Дабы избегать каких либо спекуляций ,предлагаю вашему вниманию данные переписи 1897 года.Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. С.-Петербург, 1905. Таблица XIII. Распределение населения по родному языку.

Особое внимание заслуживают численность чуваш и остальных народов тюркской языковой группы. Так к 1897 году чуваш насчитывалось 843.755 человек . Возьмем еще для сравнения численность узбекского народа ,их было тогда 726.534. Для сравнения возьмем данные недавней переписи.В 2010 году чуваш было 1,44 миллиона, и они впервые пропустили вперед башкир, уступив им 148 тысяч человек. Скольких чуваши недосчитаются на этот раз?

Узбеки за это время стали самым крупным по численности этносом Средней Азии. Всего в мире насчитывается около 30 миллионов узбеков. Для сравнения туркмены 8,5 миллионов киргизов 5 миллионов таджиков 16 миллионов, Казахи 15 миллионов. Вот с кем надо сравнивать реальную численность чуваш по-крови.

В 1956 году государство встало на путь обрусения всех нерусских народов СССР через школы. Переход исключительно на русский язык обучения в школах дал резкое снижение числа чувашей. В большинстве школ с переходом на русский язык обучения исчезли уроки чувашского языка и литературы. Это дало толчок к обрусению детей. В городах, райцентрах и некоторых крупных сёлах вслед за чиновниками многие родители начали воспитывать своих детей на русском языке, по-русски. Но их ли в этом вина? Чувашского в окружении нет. В школах райцентров до сих пор родной язык отсутствует. Это главная причина обрусения .

У нас много таких, которые не знают или плохо знают свой родной язык, но себя продолжают называют чувашами. Чуваш остается чувашем, даже если он забыл материнский язык. В действительности их миллионы. Некоторые их уже спешат записывать в русские. Русскоязычные чуваши остаются чувашами и не надо их отталкивать .Незнание родного языка родителей в большей степени это не их вина.

Есть ещё и искусственно созданная проблема — тезис о добровольном изучении родного языка. Сейчас школьник сам выбирает (точнее, его родители), учить родной язык или не учить. Почему-то у нас не предлагают выбирать, надо ли детям изучать химию, физику и математику. А вот родной язык — предлагают. Я думаю, что между добровольностью изучения языка и обязанностью сохранить свои язык и культуру должен быть найден баланс.В детсадах и школах необходимо обеспечить обязательное преподавание родного языка, литературы, истории и культуры народа. Другого пути нет.

Необходимо знать и дать для осмысления детям, что означает "чуваш". У каждого народа должна быть своя национальная гордость.

Моя мысль, которую я хотел бы высказать, состоит в следующем: если взглянуть со стороны, в этом ужасном положении, когда наш народ, его культура, национальное самосознание, обычаи и традиции могут исчезнуть, сможем ли мы , не без некоторых потерь, сохранить себя как народ,как нация?

За счет чего, каких исторических, природных закономерностей уцелел узбекский народ? Думали ли над этим ученые, ставили ли они такие вопросы в своих исследованиях? К сожалению, нет.Какой вывод можно сделать из всего сказанного выше? Поскольку невозможно победить народ, знающий свою историю, получающий духовную подпитку от нее, необходимо восстановить нашу правдивую историю, вооружить нашу нацию этой историей. Нельзя допускать и в политике, и в общественной жизни, и в науке проявления вакуума — пустоты. То есть, если у тебя нет своей идеи, то в твой край придет и будет царствовать чужая идея. В том смысле, что если у нас нет самостоятельно мыслящих людей, если мы сами не восстановим и не напишем правдивую историю своего государства, народа, нации, ее напишут другие и по-другому. Мы должны иметь свое независимое, научно глубоко обоснованное мнение по этому вопросу, то есть о древнем прошлом, об исторических корнях и о будущем народа.

В конце 19 века чуваш было больше представителей узбекского народа . В начале 21 века разница в почти в тридцать миллионов. Куда подевались миллионы чуваш ? Обрусели ?

Для большей убедительности можете сравнить численность туркмен и чуваш. Туркмен по переписи конца 19 века было три раза меньше чем чуваш. На данный момент их больше чем в три раза. Выводы делайте сами , как говорили великие "все познается в сравнении".

Другая причина резкого сокращения численности чуваш в дореволюционное время это то ,что чуваш-мусульман часто без их ведома и согласия во время переписей записывали в татары. Основная масса предков чуваш -болгары приняли ислам еще в 10 веке, а чувашский язык в Волжской Болгарии являлся государственным. Казанских татар марийцы до сих пор называют "сувазами" ,т.е чувашами. Еще первый русский историк В.Н.Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Р.Н.Степанов обратил внимание на одно странное обстоятельство: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами .В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши – весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…

В 1970-х годах турецкий историк Акдес Нимет Курат в Стамбульском архиве крымских дел обнаружил уникальный документ 17-го века, документ дипломатического характера, где перечисляются народы бывшего Казанского ханства.

 

Суть документа такова: народные предводители обращаются к крымскому хану принять их в подданство т. е. прислать наместника. Перечисляются следующие народы, готовые принять власть крымского хана: чуваши (20 тыс. кибиток), черемисы (40 тыс. кибиток), удмурты (10 тыс. кибиток), башкиры-иштяки (10 тыс. кибиток) и 7 городов (районов) Сибирского юрта. Это примерно около 800 тыс. человек.

 

Самый главный плюс этого источника – он написан самими жителями бывшего Казанского ханства. Отрывок из работы Акдес Нимет Курат опубликовал Ахат Салихов в своей книге «Онотолѓан тарих биттєре».

 

В своей книге «Турция и Поволжье» турецкий историк Акдес Нимет Кюратт использовал сведения рукописи, хранящейся в Дрезденской библиотеке. Автором этой рукописи является Рахман Колой, который в 1635 г. направил письмо Крымскому муфтию. В ней «бии и карттар» Урало-Поволжья просились в подданство к крымскому хану: «Один есть народ. Башкиры-иштяки — 10 тысяч домов. В этом же порядке и будут платить подать. Они также в таком же порядке деньги, мед, соболь, белки и будут платить ясак за землю. Мари, чувашы, иштяк-башкиры, удмурты — все при конях и оружии» (Салихов, А. Г. Онготолган тарих битгаре. Эфе : Гилем, 2003. С. 63-64.). Если перевести в цифры, то получается, что в Казанском ханстве проживало чувашей – 188 тыс.человек, черемисов (марийцев ) – 376 тыс . человек, удмуртов – 94 тыс. человек, башкир – 94 тыс. человек , 7 городов — это 47 тыс. человек. Итого: 800 тыс. человек. Хотя у туркмен считается, что кибитка – это 5-6 человек.

А. Курбский говорит о пяти «языках» Казанского ханства: «мордовский, чюважский, черемиский, воитецкий, або арский, пятый - башкирский».

Где же татары ? Наибольшие споры по поводу местного населения вызывают определения роли чувашского фактора. Дело в том, что во второй половине XVI - XVII вв. основное население на территории бывшего Казанского ханства (Свияжский и Казанский уезды) в писцовых книгах фигурирует как «ясашные чуваши».В конце XVII в. оно сменяется термином «ясашные татары». Скорее всего, "чуваш" и был самоназванием мусульманского булгаро-чувашского населения Казанского ханства.

Сейчас принято определять национальность самому. Вера и и определение "родного языка" не могут быть главным аргументом . Время не разбрасывать,время собирать . Нужна национальная программа,четкая и обоснованная. Для начала достаточно знать, что при благоприятных обстоятельствах чуваш было бы гораздо больше ,десятки и десятки миллионов.

Кроме того,я полагаю, в городах Чувашии должны быть детские сады с чувашским языком воспитания.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Ялтан // 1909.6.8837
2021.04.27 15:48
Позитивное мышление для народа включается когда уже нечего терять. Тогда мы перестаем извергать негативные вибрации, мысли и чувства что что-то теряем, виним кого-то, обижаемся. В итоге происходит полное расслабление что уже нечего защищать от потери, не с кем бороться. Так мы начинаем смотреть вверх. Начинаются позитивные чувства и так мы растем

Негативная спираль и падение начинается в тот момент когда мы ощущаем негативные чувства и мысли, что теряем, нас обижает. Мы таким образом признаем отсутствие чего-то. Ожидаем худшее и так падаем.

По сути в человеческой жизни такие взлеты и падения на ожидании насчитываются тысячами. То же самое происходит с страной
Ялтан // 1909.6.8837
2021.04.27 16:41
Можно просто информацию вывесить в виде дорожного знака на границе районов и республики. "Чуваш, куда едешь сообщай. Нам это важно." И там адрес почты или телеги. Это же так приятно когда ты кому то нужен и интересуются куда ты едешь.
Ялтан // 1909.6.8837
2021.04.27 17:02
А если я под питером встречу что-то подобное или допустим в Сибири. Чуваш, напиши о себе и куда ты едешь, то это выходит за берега
Agabazar // 4242.98.1983
2021.04.27 21:01
Agabazar
Эс начарри ыттисем те начаррине пĕлтермест.
Ялтан // 2202.16.3666
2021.04.28 06:59
Ку сан личный мнени. Имеешь право так думать если при этом ещё и приятно, тем более
Agabazar // 4242.98.1983
2021.04.28 08:28
Agabazar
Эппин, кала:"Эпĕ начар!" — тесе. Çав хăвăнти начарлăха тĕп тăвас тесе çĕрĕн — кунĕн ĕçле!
Ялтан // 2202.16.3666
2021.04.28 11:11
Япала икӗ пайран тӑрать, ырӑран тата начартан. Начаррине куракан начар еннелле утать, ыррине - ырӑ еннелле
Ялтан // 2202.16.3666
2021.04.28 15:04
Легко почувствовать свою значительность и значимость делая креативную работу. И объем есть и размеры. Отсюда и уверенность в себе. И хорошие ожидания
Но между тобой и деревней и даже простыми чувашами огромный разрыв, целая пропасть. Давай обясню....

Вот Чувашия маленькая. Мало ресурсов. Откуда тут почувствуешь себя значимым. И что ты там среди простых чуваш значительное построишь или создашь?
Значимое только в городе. В городе строят значимые вещи, получают значимую зарплату

А в деревне монотонная однообразная работа. Любой психолог скажет что это убивает личность. Заставляет чувствовать ничтожеством. Даже один выход в поле и полоть огород у меня убивает психику. Никакого креатива. Креатив потом, аншарли.

Мало кто делает в деревне значимые большие вещи чем можно реально гордиться.

Это хотя бы 5 гектаров засеять, или пройтись километров 30 в день

Не кто делает однообразную монотонную работу без креатива это потенциальные мигранты. В итоге ещё национальность сменят для полного креатива и значимости

Аплодисменты!
Ялтан // 2202.16.3666
2021.04.28 17:02
Есть способ поменять ход истории народа. Оно похоже на смену убеждений сформированного у целого народа. Убеждения формируют ожидания. Убеждения же формируются из воспоминания и опыта народа.
В итоге предлагается переписать Воспоминания целого народа, чтобы формировать правильные убеждения и ожидание. А ожидания формируют будущее.
Это похоже на работу с ранними детскими воспоминаниями Альфреда Адлера. Когда мы из выписываем. А потом ищем положительные аспекты того же воспоминания. В итоге воспоминания приобретает положительный характер. В итоге начинаются меняться убеждения. Потом ожидания.
В итоге меняется целый пласт...привычки...мысли... переходят на позитивный уровень в соответствии с воспоминаниями
Ялтан // 9473.9.8997
2021.05.04 09:11
На мой взгляд это тоже относится к будущему народа:
Ещё сейчас волна идёт в чувашии и россии - это неконтроллируемые, упрямые дети. Родители просто незнают как их дальше воспитывать. И это духовная болезнь российского народа. На мой взгляд это проблема 97% населения. Просто у многих это вялотекущий процесс, который в любое время может выстрелить. Это связано с уровнем свобод и карательными методами детей уже не удержишь

Основные принципы которые упущены:
1) Карательная система воспитания. Она считается советским наследием и считается лучшей(шлепки, несвязное нелогичное запугивание)
2) У многих не налажен контакт с детьми на основе любви и понимания. Отсюда большинство не понимает что творится в уме ребенка, дети молчат
3) 97% населения не понимают что такое "последствия" и какие они должны быть для эффективности. ((Они логично должны вытекать из поступка как причина следствие
4)Хаотичное введение сценариев и ролей ребенка(часто на основе обиды). ((Сценариям дети потом следуют всю жизнь

Система воспитания стара. Его молодые педагоги часто улучшают, чего мало. Но в целом в обществе и системе образования ужасная тенденция которая прогрессирует

Страницӑсем: 1, [2], 3, 4

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем