Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ача-пӑчан пӗр шухӑш, ваттӑн ҫӗр шухӑш.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Микула: Чуваши болгары по происхождению и «янычары» по названию.

Микула25.02.2018 12:0444652 хут пӑхнӑ

Версия Николая Мефодьева.

 

Самое раннее известное летописное упоминание чувашей датируется под 1521 годом в Типографской летописи,составленный в 19 веке (-Петроград .,1921 -с218) " Казанский сегит и вси князи Казанскиа и Татары и Мордва и Черемиса и Чюваша и все люди Казанския изменили великому князю и взяли сьбе на царство крымского царевича Саака Киръя " (Сахиб-Гирея). Сигизмунд Герберштейн был уже первым иноземным писателем который упоминает чувашей в изданной им книге в 1549 году на латинском языке "Записки о московских делах". Казанский летописец ,долгое время живший в Казани ,в своем повествовании ни разу не упоминает чуваш. На первый взгляд этому не может быть объяснения.

Казанский летописец упоминает все известные по тем временам народы,но в его списке нет чуваш,которые по своей численности в 17 веке опережали татар (данные ревизионных сказок,перепись). Явно что под предками чуваш у казанского летописца мы читаем "болгары и бессермяне". Выходит что " Казанский летописец" народа с названием чуваши еще не знал. Знал только болгар. Но на всех остальных источниках ,начиная с 1521 года чуваши уже выступают в качестве народа или как минимум крупного сословия.

Если верить Герберштейну- в качестве военного сословия. У него "чуваши лучшие стрелки в войске казанского хана и отличаются знанием судоходства" и даже известна особая область Чувашия,откуда лучшие меха. И совершенно странно почему о чувашах не было известий раньше. Что же изменилось в Казанском ханстве , когда и при каких обстоятельствах болгары изменили свое самоназвание и стали называть себя чӑвашсем, т.е чувашами? Для этого переименования нужны были веские аргументы и этим аргументом стал новоявленный хан из Крыма САХИБ-ГИРЕЙ.

Весной 1521 года в сопровождении своих воинов и их инструкторов чавушей ,а также государственных служащих он вступил в Казань. Сместил Шах-Али и московского воеводу,но позволил им вернуться в Москву.У себя на родине,в Крыму ,Сахиб-Гирей ,прозванный "твердая рука" позже прославиться как талантливый полководец ,военный реформатор и сторонник укрепления государства.

Он пытался подчинить Крыму Ногайское Ханство,Астраханское Ханство и Казанское. Пытался использовать для этого силы Порты . По возможности пытался скопировать армию турецкого султана. Кроме конного ханского войска появляется хорошо обученная пехота, подобная янычарской армии. Каждый раз когда на престол садился новый хан султан посылал ему в подарок "отряд янычар с чавушами "и других спецалистов и содержал их за счет Порты. Они выполняли и надзорную функцию,присматривали за ханом,следили за тем чтобы хан будучи вассалом султана не вел слишком самостоятельную политику. В 1523 году Сахиб-Гирей просит крымского хана Мухаммеда-Гирея прислать еще больше "пушек,пищалей и янычар". К этому времени на окраине казанских земель был построен военный городок Васильсурск,откуда велись активные военные действия против черемиссов. В скором времени все земли до Цивиля были заняты .

Подробности казанского похода 1524 года в разных источниках описываются по- разному,но все они сходятся на том ,что решающие удары по московскому войску и на Волге и в лагере под Казанью нанесли черемиссы. Здесь мы видим итоги проведенной Сахиб-Гиреем военной реформы . Обученная на турецкий манер пехота с инструкторами чавушами-чувашами показала свою эффективность.

В 1524 году Сахиб-Гирей добровольно передает престол племяннику Сафа-Гирею и отправляется к турецкому султану чтобы обратиться с просьбой о помощи . К тому времени его брат Мухамеммед -Гирей был убит ногайцами. Сахиб -Гирей попросил у Сулеймана прислать войска для защиты Казани и принять Казань под протекторат Турции. Султан послал в Москву посла,грека Александра Мангубского,с требованием чтобы Москва не захватывала Казань. Князь Василий подкупил посла и в Турцию был отправлен ответ что Казань "заложен за Москвой" и Крыму не принадлежит. Стамбулу было не выгодно воевать с Москвой и не было выгодно передавать Казань под власть крымских ханов.

Таким образом судьба Казанского ханства была предрешена. Сахиб -Гирей "в благодарность" от султана получил престол крымского хана в 1532 году. В подарок он получил 60 топчу (пушкари),300 джебеджи,1000 сейменов,40 человек других воинов ,30- чавушей -инструкторов и 60 человек других государственных служащих. На их содержание султанская казна выделяла свои средства. Крым при правлении Сахиб-Гирея (1532-1551) пережил период расцвета. Это был высокообразованный по тем временам государственный деятель и талантливый военный реформатор. Хан ввел у себя аналог турецких ХАНКУЛУ-дворцовые полки османов. В войсках появляется пехота ,вооруженная огнестрельным оружием и артиллерией. ( Тут наверное следует вспомнить и о том,что и в Казанском Ханстве было пешее войско упомянутое Герберштейном " лучшие стрелки в войске казанского хана чуваши и черемиссы ,чуваши еще отличаются знанием судоходства")

Следует вспомнить и Ремезовскую летопись где говорится о том что "Чуваш городок (полевой лагерь) укреплен редутами и то что у чуваш были пушки. ) В 1546 году он взял Астрахань,в 1548 году подчинил Ногаев, и постоянно следил за ситуацией в Казани. После взятия Казани в 1552 году Сахиб- Гирей снова попросил султана прислать Давлет- Гирая с турецким войском для освобождения Казани,и султан Сулейман отправил войско не для того чтобы освободить Казань,но чтобы сместить Сахиб- Гирея. Турецкого султана Сулеймана больше заботила судьба Крыма , а не далекое Казанское Ханство. Активные действия Сахиб-Гирея в попытке соединить ордынские земли стали беспокоить не только Москву и католическую Европу ,но и Порту. Сулейман опасался воссоздания Золотой Орды и переход Казани к Москве был для него не худшим вариантом,хотя независимая от Москвы и Крыма Казань их больше устраивала,но в политике иногда приходиться и уступать. Казань активно сопротивлялась, как и прежде пыталась лавировать между основными "игроками", но силы были уже слишком неравны. Последним веским аргументом не в пользу Казани был отход Горной Стороны ,с черемиссама и чувашами. Если черемиссы горные и луговые упоминаются довольно рано,то чуваши для русских появляются неожиданно " черемисса горная ,язык особливый" ," а чувашские селения стоят при великих крепостях". Каким же образом чувашам так долго удавалось "скрыть " свое название и "притворится" черемиссами. Причина одна -эти земли практически до начала 16 века были заселены были только черемиссами и мордвой,а чуваши на Горной Стороне массово появились довольно поздно,в период активных боевых действий Москвы и Казани. Чуваши как народ стали складываться в Приказанье . После 1523 года Горная Сторона до Цивиля была завоевана,черемисские земли пришли в запустение. Васильсурск основанный на границе Казанского Ханства представлял серьезную угрозу и для предотвращения дальнейшего продвижения московских войск на Горную Сторону были направлены большие силы из Казани.

Начиная с 1523 года появляются первые укрепленные военные поселения ,такие как Етӗрне . Ядринская волость ,как известно из источников, существовала раньше ошибочно признанной "официальной "даты 1590 . Как минимум волость упоминается в 1588 году. Не стоит забывать и о том,что Эдирне это первая столица Османской империи ,где были основные школы янычар. В северной части современной Чувашии полно "крымских","янычарских" и "турецких" названий,таких как : Этӗрне,Чотай,Ачак,Бурнаш,Чорбай,Чораш,Крымсарайкино,Янгиреево,Явӑш и т д.

Военными городками командовали чавуши-чуваши(чӑвашсем) ,должностные военные лица ,инструкторы-командиры,которые появились в крае в ходе проведенной Сахиб-Гиреем военной реформы. Все уцелевшее население было переведено на военное положение и Горная Сторона стала представлять из себя огромный военный округ,по Герберштейну Чувашия (Чавушия),по одной простой причине - по названию главного военного сословия.

Чавуши - чуваши ,должность в армии Турции и Крыма получает широкое распространение В Казанском Ханстве во времена Сахиб -Гирея и Сафа-Гирея. Чавушами-чувашами первоначально были только пришлые инструкторы-командиры,но в скором времени такие должности появляются и среди болгар и других народов. Так как чавуши-чуваши были командирами крепостей ,в скором времени чувашами стали называть себя их подчиненные,по принципу "чьи будете" , "камсем"-"чӑвашсем". Когда то таким сословием были руссы ,от которых и пошло название русские. Так же произошло с болгарами и они очень быстро поменяли самоназвание на чӑваш. Сахиб -Гирей ввел новые порядки в армии,создал хорошо обученную пехоту, по своему возвысил болгар причислив их к военному сословию чавуш-чуваш. Должность чавуш-чуваш был престижным , оставался таким и после взятия Казани ,так как чуваши не были подвергнуты "репрессиям". По этой причине мы наблюдаем стремительный рост чуваш в 17 веке. Можно по разному относится к Казанскому Ханству,к его ханам , в частности к Сахибу -Гирею ,но это наша с вами история.

Стремительному появлению чуваш на исторической арене мы обязаны Сахиб-Гирею . Он дал импульс к возрождению болгарской нации уже под другим именем,под именем чӑвашсем ,чуваши.

 

Кроме того,я думаю, в городах Чувашии и в Чебоксарах должны быть детские сады с родным языком воспитания.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

2018.07.04 06:10
Ялтан, çăлкуçсенче чăвашсене асăнман пулсан епле майпа килсе тухнă-ха вĕсем унта? Кăшт шутласа çырăр, пуçа ĕçлеттерсе, урăхла пулсан, эсир те çав доктор науксем хыççăн кайса тепĕр купа калăпласа хуратăр çĕнĕ истори. Афганистан, Чеченя вăрçисене çеç илер - мĕн чулĕ ултав? Тĕрĕсне вара халăх та йышăнасшăн мар, интернационалла тивĕç теççĕ, вăл вара пĕтĕмпе халап. Ангола патшалăхĕнче çапăçни пирки Ангола патшалăх историне те кĕмен. Вăт çапла историксем- юмахçăсем. Юптар Кĕтерне, санăн эрне е тата савала Кирук, хăвăнта ирĕк..
2018.07.04 06:15
Житель, а чем тебе так неугодны чуваши? Если читать первоисточники, как например, дневники Наполеона, он пишет: не будь северных амуров, под которыми подразумевал башкир, победа вполне могла быть за мной. И вот так же во многих дневниковых записях можно найти много чего интересного. Архитектор Егоров, кому обязана Россия красотой городской планировки Петергофа, не стеснялся писать что он чуваш, вы же посещая чувашский сайт, с понтом пишете на русском. А по чувашски, если на то пошло, написать слабо??? По русски может писать и ненец, и чукча, а по чувашски ты напиши?!
Микула // 9259.3.8429
2018.07.04 19:04
Аскольд ,пĕтĕм истори науки, пĕтĕмĕшле каласан, вăрттăн калаçса татăлнă япала. Кам хуçаланнă, çав çырнă . Вырăс историкĕсем те "Повесть временных лет" тенине шутласа кăларнă юмах теççĕ, Джахфар Тарихи пекех. Чăвашсен вара Герберштейна ,Флеттчера,Ремезов çыруллăхне те ĕненмелле мар пулса тухать. Ку вара Аскольд ытла та айванла шухăш. Суйнине суйманнинчен уйăрма пĕльмелле.
2018.07.05 21:44
Микула, сăмахран, эпĕ чăвашла çыратăп, хайлавсем пайтах, анчах чăваш чĕлхипе туцхса тăракан хаçатсем чылайăшĕ, хуравне те памаççĕ. Çакă-и вăл чăваш чĕлхишĕн çунни? Сирĕн пуш параппан çапнинчен усси-пайти пулсан юрĕччĕ, чăваш хаçачĕсемех пистереççĕ чĕлхерен. Урал сасси, Канаш калав-мĕн пирки тухни çинчен систерме те шутламаççĕ, çыру çырсан та хуравламаççĕ, ку вара автора хисеплеменни пулать, çÿп вырăнне хуни. Чылайранпа ку хаçатсемпе çыхăну тытмастăп, усемсĕр те чăваш чĕлхипе тухса тăракан хаçатсем пур, пулмасан вырăсла кăна та çырмашкăн пултаратăп. Нимĕн çухатни те çук маншăн.
Микула // 9259.3.8429
2018.07.10 17:56
Параппан тени пушă пулмалла тейĕпĕр. Унсăрăн янрамаç. Чăвашла хаçатсен редакторĕсене чылай чух формалистсене кăна лартнине пĕлетĕр пулсан мĕн тума унта çыратăр? Интернетра кăна вырнаçтармалла . Тепĕр меслет, хайлавсене радиопа вуласа парăр. ЧНК çуртĕнчи редакцине кĕрсе тухăр. Пĕр вăхăт унта Истори тематикипе чылай вăхăт эфира тухнăччĕ.
2018.07.20 14:04
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE
...Тепĕр хут çырап.., Чăваш/чуваш (...тата çавăн тĕрлĕ...) сăмах сахалтан та 1450 çулсенчех пулнă.., ун чухне Сахиб_Гирей çăмартара та пулман... Акă Чăваш (Явăш/Явуш)Пÿ "родословнăйĕ: Сократ/Сенкорат) хэким - Гыйффет султан - Габделгази султан - Элвер султан - Бирде/Пирте султан - Габдерахман султан - Пачман/Бачман султан/эмир/хан - Палым/Былым бек - Калдар/Калдур бек - Канбар/Ханбар бек - Кара/Хура бек - Гали/Кали бек - Альсуфый бек - ЧУВАШ (именно так) Явăш/Явуш (дополнение/вариант) Князь/Бек/Пÿ çуралнă 1490/1500 çулсенче, вилнĕ - 1552çулта, унăн ывăлесем Явăш тата Кибек/Бибек .., эпир ЧУВАШ/Явăш йăхĕнчен...
2018.07.20 14:24
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE
Как утверждал Карл Фукс, этноним чуваши впервые появляет-
ся в 1469 г.В этот год хан Ибрагим провел перепись земли Казан-
ского ханства.Согласно ей, к жителям нагорной стороны, к горным
людям, причислены чуваши, черемисы, мордва, можары и тарханы.
Карл Фукс при этом сослался на «Полное собрание русских лето-
писей».Сама ссылка выглядит так: «Сузд. VI. 234. Царств. кн. 772»
[Фукс 1914: 4].Однако ни в указанных местах, ни по ПСРЛ в це-
лом упоминание чувашей под 1469 г. не зафиксировано. Види-
мо, Карл Фукс располагал неопубликованным документом, пока
нами не обнаруженным.Например, оригиналом или копией ярлы-
ка,принадлежавшего хану Казани Ибрагиму. Тем не менее, есть
основание считать, что первое письменное упоминание чувашей
было сделано именно в 1469 г.Источниками являются летописи.
В них имеется запись, сделанная в 1469 г. под названием «Послал
князь велики судовую рать на Казань».Это повествование о по-
ходе российских войск на Казань по Волге.Накануне и после боя
московские суда останавливались «на Ирыхове острове на Волзе»
[ПСРЛ 8: 156; 12: 122; 18: 222].К тому же по пути из Новгорода
в Казань московские войска «начевали на Чебоксари...
2018.07.20 15:11
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE
...Завершая... Мое частное мнение.., что народ мог получить свое название от этого (или от прежнего Чуваша -Патăра) князя Чуваша (он кстати, из единственного Рода "инородцев", с официально признанным Российской Империей - княжеским титулом)... Подобных случаев в истории много. Например, часть Золотой Орды, перешедшая на правый берег Волги во главе с эмиром Ногаем, себя назвала «ногайцами». Часть Золотой Орды, которая приняла ислам и ушла на юг во главе с ханом Узбеком, стала называть себя «узбеками».
Версия, что чуваши стали называть себя так в честь Чуваш-батора или Чуваша Пÿ, вполне реалистична, основывается на многих исторических прецедентах.., тем более что князь/Пÿ Чуваш является потомком всем известного Булгарского (многих народов) Героя Войны с "татаро-монголами" - эмира,султана,хана Пачмана...

Микула // 9259.3.8429
2018.07.20 17:07
Фукс суять пулса тухать. Документ çок. Родословеый те çăлкуç мар. Укçалла родословныйне Македонскийĕнчен пуçласах туса пама пултарĕç. "Мог получить" тени те каймаç. Сахиб -Гирей асăннă документра пĕрремĕш хут чăвашсене те асăнаççĕ. Ку факт малтанхи юмахсене пурне те архива ăсатать. Герберштейн та чăвашсемпе çармăссене "çар çыннисем" пек асăнать. Ун чухне çармăс та чăваш та халăх ячĕ пулма ĕлкĕреймен. Сослови ячĕсем пулнă. Истори науки енчен пăхсан çавăн пек пулса тухать.
2018.07.21 12:05
Фукс суять, Герберштейн улталать, Микула чăнне юптарать, çапла ăнланмалла? Ку йышши шутласан сĕре те инçе каятпăр. Ултав çине ултав ĕстесе ăçта кăна çитейĕпĕр-ши анчах? Истори капла та чăн çырни çук, тата эсир кунта хутăштаратăр. Тен, паян пулса пыраканнине чăнлă çырса юлсан та аван пулĕччĕ, анчах кам çырĕ-ши? Абрамовичсемпе Роттенбергсем çырсан - пĕр тĕрлĕ пырса тухать, ĕç çынни çырсан самй урăхла. Тĕрĕс вĕт? Е эсир урăхла шутлатăр-и?

Страницӑсем: 1, 2, 3, [4], 5, 6, 7, 8, 9, ... 12

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем