Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +1.3 °C
Тумлам шыв та тинӗсе пулӑш.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Тимӗр Акташ: Чувашский театр. Обмен мнениями

Тимӗр Акташ27.01.2014 12:4012182 хут пӑхнӑ
Встреча с критиками спектакля «Сутӑн илнӗ чыс»

 

24 января 2014 года в Чувашском драмтеатре состоялся очередной спектакль «Сутӑн илнӗ чыс» (Цена чести) по пьесе Анатолия Хмыта.

Сцена из спектакля «Сцена из спектакля "Сутан илне чыс". 2014» на Яндекс.Фотках

Как мы уже сообщали, накануне прошел закрытый показ для представителя Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела ЧР.

Ваш корреспондент решил посмотреть – что изменилось в постановке после контрольного прогона. И какова будет реакция зрителей и критиков спектакля.

Главный администратор театра любезно предоставила место в 6-м ряду партера. На постановке присутствовала первый заместитель министра культуры ЧР Альбина Алексеева. Среди зрителей было больше женщин. Некоторые пришли с семьями.

 

Действие первое

Рядом расположились трое мужчин среднего возраста. От соседа пахнуло водочным духом. В зале гаснет свет. Начало первого действия. Сосед достает что-то из сумки. С хрустом разрывает обертку какой-то пачки. Похоже на мятные карамели. Не спеша, разворачивает три штуки. Громко шуршит фантиками. Кладет одну карамельку себе в рот. Две передает товарищам. Потом начинает клевать носом. Его одолевает дремота. Начинает сопеть во сне. Потом просыпается. И так опять.

Один из троицы, невысокий, что-то комментирует другому товарищу. Слышно, как он говорит: «Вот я и говорю, что он в это время в каптерке сидел»…

 

Еще одна корректировка

… Замечаю очередную корректировку в спектакле. Накануне в закрытом показе главный персонаж в первом действии пел под гитару с надписями «СССР» и «Афганистан». Теперь и гитару заменили. Она другая и уже без надписей…

 

В антракте

Конец первого действия. Антракт. Соседи не встают размяться. К ним подходит корреспондент газеты «Чаваш херараме» с блокнотом и ручкой. Ба, да не те ли самые это критики, которые ходят с жалобами на спектакль? Похоже – так оно и есть. Корреспондент вполголоса беседует с мужчинами. Более активен невысокий.

 

Действие второе

Начинается второе действие. У одного из троицы громко звучит сигнал мобильного телефона. Он не выключил его, хотя перед спектаклем в зале прозвучало объявление с просьбой выключить телефоны.

В драматическом действии наступает кульминация. Драматический эмоциональный подъем. Зрители сопереживают, напряженное внимание зала. Решаются людские судьбы. Трагический финал. Один из соседей поглощен манипуляциями с телефоном. Его дисплей ярко светится в темноте.

На сцене звучит роковой выстрел. Последний вскрик героини. Занавес.

Зрители аплодируют стоя. Занавес открывается. Актеры выходят кланяться зрителям. Звучат возгласы: «Маттур! Браво!» Занавес.

 

После спектакля

Зал пустеет.

- Это были те самые критики? – спрашиваю А. Хмыта.

- Тебе повезло. Они самые.

… Этот спектакль не нужен ни афганцам, не нужен ни матерям погибших солдат, не нужен ни зрителям. А нужен чертям собачьим! – горько восклицает автор в сердцах с обидой в голосе… Заметь – в постановке нигде не упоминается Афганистан…

 

Однополчанка

Автор пьесы со зрителями после спектакля

«Автор пьесы со зрителями после спектакля» на Яндекс.Фотках

У гардероба автор пьесы общается со зрителями. Среди них – две симпатичные дамы.

- Вот познакомься, - говорит Хмыт, представляя одну из них. – Мы служили в Афганистане в одном городе, правда, в разное время.

- Я служила медицинской сестрой в городе Пули-Хумри провинции Баглан, - поясняет собеседница.

- Как Вас зовут?

- Марина Анисимова.

- Как Вам спектакль?

- Все - как там было, - отвечает медсестра, приветливо улыбаясь.

- Вы поддерживаете связи с однополчанами?

- Конечно.

- Вы, наверно, подруги? – спрашиваю вторую даму. – Как Вас зовут?

- Да, мы подруги. Меня зовут Венера Кузнецова, я юрист.

- Вам понравился спектакль?

- Конечно.

 

Дискуссия с критиками

Выхожу на улицу. Температура - минус двадцать градусов. В сторонке от входа А. Хмыта обступили трое моих соседей по шестому ряду. Рядом две журналистки из двух газет.

- Да ты, наверно, вообще не воевал? – напирает на драматурга невысокий из троицы.

- Да, я в стройбате был, - шутит А. Хмыт. – Это вы ведь герои!

- Ну разве на войне к офицеру обращаются по имени-отчеству?!

- У нас к командиру обращались, - отвечает писатель.

- Не может этого быть! - продолжает критик. При этом он выражается нецензурно при журналистках. Пытаюсь сказать, что нельзя при дамах непечатно выражаться. Тот меня не слушает.

Интересный момент. Быстро достаю фотоаппарат. Делаю пару кадров. Реакция запоздалая.

Один из активных критиков спектакля. 2014

«Один из активных критиков спектакля. 2014» на Яндекс.Фотках

Дискуссия после спектакля у драмтеатра

«Дискуссия после спектакля у драмтеатра» на Яндекс.Фотках

- А Вы разрешения на съемку спрашивали? – задает вопрос активист.

- Пардон, но это наша работа.

- А Вы сами где служили? – спрашивает Хмыт.

- Я - в автобате. Капитан. Меня Юра зовут.

- Вот Вы писателя браните, - укоряет капитана журналистка. – А Вы читали его книги?

- Нет, не читал.

Мой сосед по ряду упоминал, что он – старший лейтенант. Не совсем, правда, понял – раньше был «старлеем», или сейчас стал?

Между тем, капитан разгорячился, стал хватать собеседника за одежду, тыкать его кулаком.

Хмыт тоже завелся: «Не надо меня хватать и толкать! – возмущенно запротестовал он. – Я Вам не сват и не брат. А то я тоже могу!

Между тем, мороз крепчал. К счастью, и он, наверно, охладил критика. Предлагаю расходиться по домам. Расходимся.

 

Вместо резюме

- Старший лейтенант, кажется, работал в системе МВД, - поясняет мне Хмыт. – А третий – мой собеседник, про которого я тебе ранее говорил. Мы разговаривали с ним по телефону.

Ну, критик меня довел, стал хватать и тычки позволять! - еще не остыл от эмоций писатель. - Ведь и я могу. Нас в учебке хорошо подготовили к рукопашным боям в Афганистане…

… Как я и предполагал, ничего хорошего от предлагаемой мне «воспитательной» беседы получиться не могло… Так оно и вышло. Ты же сам видел. Этих критиков всего 10-15 человек. Но они претендуют на то, что выступают от имени всех «афганцев»…

На следующий день увидел критический анонимный комментарий к моей публикации в Интернете по описываемой теме. Аноним упрекает меня в том, что я не выслушал вторую сторону конфликта. И что встал на сторону одной стороны. Причем, критик допустил в комментарии некорректное сравнение. Я написал ответ анонимщику. Но прием моего комментария оказался заблокированным. Но как можно дискутировать с анонимщиком? Хотя А. Хмыт сказал, что узнал написавшего комментарий. Да и дискуссия с критиками у входа в театр показала ее бесперспективность и бессмысленность. Прав был Пушкин: «Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца».

 

Тимер АКТАШ.

Чебоксары

Январь 2014

На снимках: Обсуждения после спектакля «Сутан илне чыс» в Чувашском драмтеатре 24 января 2014 года

Фото автора

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

bor1959 // 1039.8.4424
2014.01.27 15:12
Акасапар хăта, эсĕ хăв кайнă-и ку курава? Театр мĕнне санран лайăх ăнкаракан этем çуралман-ха, эп çакна лайăх ăнланап. Анчах премьерăна эс лекнĕ е çук? Е унта каймасăрах каллех лĕпĕртететĕн?
WAN 21 // 4186.57.1361
2014.01.27 15:39
Чăн-чăн камит ку! Тĕлĕнмелле, чышкасем те хута каяççĕ иккен.Автор правине кăна мар, çынăн правине те шута илмеççĕ "паттарсем".Намăс!
Agabazar // 3384.63.2004
2014.01.27 16:06
Agabazar
Эх, кунта паян Кирилл Кириллов пулсанччĕ!...

Шел, вăл халь пирĕнпе çук. Тăпри çăмăл пултăр. Çÿлти патшалăхра пултăр.
Владимир Як. // 4186.57.1361
2014.01.27 23:50
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: кӳрентерӳ пур
Владимир // 1863.13.5489
2014.01.28 18:27
70-80-мĕш çулсенче кашни шăматкунсерен чăвашла спектакльсем телевизорпа кураттăмăр. Астăватăр-и? Халĕ вара пĕтрĕç çав асамлă самантсем. Шупашкарсем курияççĕ пулĕ ха. Тен чăвашла спектакльсене дисксем çине çирса сутмалла? Тринки-винки, ла-ла-ласем вырăнне.
Ефим Н. // 4186.57.1361
2014.01.29 08:47
Володя, чăнах та эпир ялта пурăнакансем театра тухса çÿрейместпĕр, наци телевиденипе кăтартакан спектакльсене кураймастпăр çав.Аптранипе аншарли яраççĕ ĕнтĕ нумайĕшĕ.
bor1959 // 1039.8.4424
2014.01.29 09:54
Володяна пĕлсе тăма:"Чăваш спектаклĕсем çырнă дисксене нумай сутаççĕ вĕт".Е вĕсене ялсем тăрăх сутса çÿремелле?Тĕрĕссипе каласан, нумай спектаклĕсем тарăн шухăш енчен ансатрах. "Высокое искусство" текенни сахалрах.Тарăн шухăша яракан темăсемсăр нуммаях малалла каяймăпăр.Ав Ансат тринкки-транкки "В.Петров-шоу" текен пулăм пĕр Петрова анчах тивĕçтерет "по большому счету".Халăхĕ? Халăхĕ вара чун тăвăлса килнипе Петров-шоу курма çÿрет,паллах,антрактра вара "чуна ăшăтакан" шĕвек ярать.
Владимир // 2077.32.0118
2014.01.29 11:31
Курман.Нимте калаймастăп. Шупашкара кайса курни, укçа пĕтерсе çÿрени, пьесăпа паллашни чуна киллентерет-ши? Е,юнашарти кафене кайса ларнипе çырлахма тивет? Пьесине курма минетлĕ-ши?
Agabazar // 1022.26.6608
2014.01.29 13:31
Agabazar
Театр, театр тееççĕ—
Театр мĕнне пĕлмеççĕ:
Ахаль ташлу-юрлу
Театр пулмасть пуль у...
bor1959 // 1039.8.4424
2014.01.29 14:09
Эсĕ Акасапар-хăта попугая тухса кайман пуль те?Володя текенскер ыйтать санран,Театралтан, театрти çĕнĕлĕхсем çинчен, тĕп хулари театр пурнăçĕ çинчен.А эсĕ мăнкăмăллăн"Театр мĕнне пĕлмеççĕ"-тесе çырмасăр урăх çырма пĕлимастăн.

Страницӑсем: 1, [2]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем