Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Йытӑ та хӑй хӳрине вараламасть.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Владимир: Я не согласен с Эктором Алос-и-Фонтом с его оценкой языковой политики в Чувашии.

Владимир10.11.2013 22:4835232 хут пӑхнӑ

Эктор Алос-и-Фонт: «Сегодня можно сказать, что в Чувашии нет организованной языковой политики, реально направленной на формирование двуязычия у населения и к равенству между двумя официальными языками, тогда как республиканское законодательство провозглашает эти принципы».

Я думаю, что автор статьи лукавит, говоря, что языковой политики в Чувашии нет. Двуязычье закреплено Конституцией и подкреплено им же названным законом. Так в чем же дело? А дело в простом его неисполнении, или, не желании ему следовать. Причем, не чиновниками, а самими чувашами. Автор переживает о «1%» говорящих на родном языке столичных чувашах. И не спрашивает себя: а чего это они говорят на русском, а на родном языке не хотят?

Эктор Алос-и-Фонт: «Нет специального ответственного высокоуровневого органа языковой политики в Чувашии. Органом, ответственным за исполнение закона о языках, посредством его Программы по реализации, является Министерство образования и молодёжной политики». «Кроме этого становится очевидна серьёзная ошибка в анализе и приоритетах программы: хотя главная проблема для сохранения чувашского языка – прекращение передачи языка на уровне семьи, прежде всего в городах, но не только. Данная проблема до настоящего времени не обозначена, также как и не предпринимаются каких-либо специальных мер для её решения».

Ох, какой молодец! Наверное, нужно будет открыть особые отделы при прокуратуре, МВД. Дописать статьи в Уголовный, Семейный, Трудовой Кодексы. Кнутом их! Кнутом! А не проще ли, чувашу жениться на чувашке и воспитывать своих чувашских детей? Не говорите мне, что в Чувашии невозможно учиться и жить по-чувашски!

Эктор Алос-и-Фонт: «В программе закона о языках есть только три критерия для мониторинга «эффективности» её исполнения [ЧР: 2008b], но ни один из этих критериев не позволяет измерить такие важные цели, как, например, «обеспечение функционального развития чувашского языка как одного из государственных языков Чувашской Республики» [ЧР: 2008a, 2]. «Эти индикаторы должны бы, во-первых, определять действительное использование языка в обществе (потому что это и есть конечная цель) и, во-вторых, определять план конкретных мероприятий, предпринимаемые для достижения этой конечной цели» «чтобы граждане могли использовать свой язык в как можно большем количестве сфер, так чтобы граждане могли находить решения своих проблем и самостоятельно решать их, вместо того, чтобы зависеть от властей»;

Короче говоря, автор требует, чтобы в Чувашской Республике все документы оформлялись на чувашском языке. И. соответственно, все общественные мероприятия проходили на нем же. Но, насколько я понимаю, этого нет даже в самых «оторванных» в смысле прав и свобод, Татарии и Чечне. Да и, как автор себе это представляет у себя в Испании?

Эктор Алос-и-Фонт: «Кроме этого, вопреки тому, что одна из целей Программы – «обеспечение реализации [...] материальными и финансовыми средствами», её финансирование состоит из общей суммы в 93,8 миллиона рублей, выделяемой очень неравномерно в течение 10 лет [ЧР: 2008a, 9-10]. Выделяемые суммы очень малы: в 2009 г. – 0,006% республиканского бюджета, а в 2010 г. – 0,007%.»

Да, наверное, этого очень мало. Лучше было бы, наверное, если на эти деньги нашли возможность обустроить одну-две чисто чувашские молодые современные деревни. Но будут ли там жить «искусственные чуваши».

Эктор Алос-и-Фонт =П.Х. Нелде: «понятие обратной или позитивной дискриминации, то есть поддержка преодоления более высоких затрат и усилий для производства, коммерциализации, а также тренировки персонала на языке, с целью, чтобы у говорящих на миноритарном языке были бы такие же языковые права, как у говорящих на мажоритарном языке».

Замечательно сказано, главное не всем и не все понятно. Но я уверен в том, что нужно развивать свою республиканскую (чувашскую) экономику, заставить прислушиваться к мнению своих (чувашских, республиканских) экономистов, финансистов и банкиров. Если, конечно, они когда-нибудь здесь появятся. Говоря проще, чуваш должен с гордостью жить, работать и процветать у себя в Чувашии, как тот, кому дают в 6 раз больше дотаций. Правда, я не верю, что где-то, дают бесплатно, как сыр в мышеловке. Вот тогда, на улицах Чебоксар будет не меньше чувашей, чем татар на улицах Казани.

Эктор Алос-и-Фонт =П.Х. Нелде: «понятие децентрализации, то есть поддержка местного самоуправления, а также способствование взаимодействию населения с местными властями, что даёт возможность пользоваться языком и формировать языковую политику»

Ага, то же самое постоянно говорит и В.В. Путин чиновникам. Не воруйте, говорит, любите, говорит, свой народ. А, интересно, что начнется в администрациях, когда Москва перестанет их контролировать? Особенно нас, чувашей. Ведь, даже простой бригадир, тут же забывает, что он чуваш, как только становится «шишкой».

Эктор Алос-и-Фонт: «правительство не осуществляет политику, в которой чувашский язык и люди владеющие чувашским языком имели какие-либо преимущества над одноязычным населением, хотя это только способствовало бы распространению языка, а значит и содействовало бы многоязычию».

И приводит в пример национальное радио, требуя, чтобы оно с утра до вечера оставалось чувашским. Смешно, но, если посчитать, вся чувашская культура, а ей нет и 100 лет, «проговорится и пропоется» за полгота круглосуточного вещания. По-моему, прошу прощения, лучше меньше, да лучшее. Я согласен с автором в том, что жизненно важно для чувашского народа, возрождать бизнес и предпринимательство. И в этом бизнесе и предпринимательстве должны присутствовать и чувашская культура и менталитет.

Эктор Алос-и-Фонт: «Однако, Чувашская Республика не использует те возможности, которые используются в других республиках, таких например, как Татарстан и Тува».

Какой мудрый господин! Он намеренно не добавляет как Чечня и Дагестан.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.26 10:06
Апла пулсан нумай сăмахъăн "пĕлтерĕшĕ" вырăс е акăлчан чĕлхинчен куçарсан та çав "пĕлтерĕшех" юлать, апла пулсан мĕн тума куçарас."Резюме" те "резюмех"пулса юлать.Резюме:"то,что сказал Акасапар "Истина",потому что Акасапар самый "истинный" человек.
bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.26 10:18
Иккĕмĕш тĕнче вăрçи хыççăн Яппун халăхĕн экономикăпа финанс элити яппун çыннисен "менталитетне" улăштарас тесе 15 çултан кая мар "кĕрешнĕ",яппун самурайĕсен менталитечĕ çинчен мансарах каймалла пулнă тĕнчере мала тухас тесен.
Владимир // 2005.1.2562
2013.11.29 21:54
Чăвашăн менталитетне улăштармалла тесе И.Я. Яковлев хăйĕн халалĕнче пит уçăмлă каласа хăварнă. Ăçталла туртăнмаллине те кăтартнă. Иртнĕ ĕмĕре Чăваш çĕршывĕ çак çулпа пынине те пурте ăнланаççĕ ĕнтĕ.
Владимир // 1134.88.8724
2013.11.29 21:59
Яковлевпа килĕшетпĕр пулсан малалла талпăнмалла. Килĕшместпĕр пулсан- урăх çăлкуç, урăх Данко тупмалла. Пури пирĕн унашкалли? Кам вăл, е Мĕн вăл? Ăçта илсе çитересшĕн вăл пире?
Владимир // 2005.1.2562
2013.11.29 22:08
Япони халăхĕ ХХмĕш ĕмĕре "Япони чунĕ + Европа ăсĕ" чĕнÿпе пуçланă. Пирĕн вара, ман шутпа, "Чăваш чунĕ + (тутар, вырăс,чечен)ăсĕ" сăмахсене пуçа хума тиветех.
Владимир // 1134.88.8724
2013.11.29 22:12
Скобкари халăхсенчен пĕрне суйлас пулать. Анчахта суйласан каялла таврăнма йывăр пулать! Чăвашăн менталитетне вара çине тăрсах "ревизи" тăвас пулатех!
Владимир // 2005.1.2562
2013.11.29 22:17
Менталитета сăпкаран пăсса юсаççĕ. Сăмахран, Японире ку ĕçе шкулсенчен пуçланă. Паллă ĕнтĕ - курпунлине тупăк кăна тÿрлетет!
Agabazar // 1550.55.8657
2013.11.30 09:10
Agabazar
халăх менталитечĕ тĕлĕшпе мекĕçленетĕр-ха та, хăвăрăн "менталитетăр" еплерех-ха? Тен, çавна та улăштармалла? Е эсир ăна аталану валли юрăхлă тесе шутлатăр?

Испанири Каталонирен кунта килсе чăвашшăн виç пуслăх та пулин усă тăвас текен çынна хырăмран тапма мекĕçленни аван "менталитет"-и?
Agabazar // 1550.55.8657
2013.11.30 09:17
Agabazar
Володя:"....(тутар, вырăс,чечен)ăсĕ..." Мĕншĕн эскимос, ингуш, украин, француз, чукча, акăлчан, ирçе, каталон, итальян, швед, эстон, ханты, араб, норвег, туарег ăсĕ мар? Мĕншĕн чăваш ăсĕ мар? Е вĕсен ăсĕ сирĕнпе пире юрăхлă мар-и? Мĕн вăл "ăс"?
Владимир // 1547.82.9437
2013.11.30 11:27
"Японский дух + европейские знания!",- çак сăмахсемпе Япони халăхĕ ХХмĕш ĕмĕре виркĕнсе кĕнĕ. Çак сăмахсем мĕне пĕлтернине вĕреннĕ этемĕн пĕлмеллех ĕнтĕ.

Страницӑсем: 1, [2], 3, 4, 5, 6, 7, ... 11

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем